Судебные решения, арбитраж
Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Бырина Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Истоминой И.В.
судей
Захарова А.В.
Кузнецовой Т.А.
при секретаре
Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску С. к военному комиссариату Мурманской области о взыскании премии и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Мурманской области С.А. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 апреля 2012 года, по которому постановлено:
"Иск С. к Военному комиссариату Мурманской области о взыскании премии, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата Мурманской области в пользу С. премиальную выплату в размере *** рублей, компенсацию морального вреда *** рублей, всего *** рублей".
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., представителя военного комиссариата Мурманской области С.А., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения С., считавшую решение суда законным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
С. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Мурманской области о взыскании невыплаченных при увольнении денежных средств и компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указала на то, что в период с _ _ года по _ _ года работала в отделе военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманск в должности ***, дополнительно выполняла обязанности *** и ***. При этом, заработную плату получала только по ставке *** без учета затраченного времени на выполнение дополнительной работы. По устной договоренности с руководителем компенсация выполненной дополнительной работы должна была быть произведена при выплате повышенной квартальной премии.
При получении окончательного расчета _ _ года в связи с увольнением ей не было выплачено дополнительное материальное стимулирование (премия) за *** и *** *** _ _ года со ссылкой на непоступление денежных средств. После увольнения от бывших сотрудников стало известно, что выплата указанной премии была произведена в конце _ _ года.
Просила суд взыскать с военного комиссариата Мурманской области квартальную премию в размере *** рублей, а также компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель военного комиссариата Мурманской области С.А. иск не признала, полагая, что при увольнении С. произведены все необходимые выплаты, задолженности не имеется. Дополнительная стимулирующая выплата за *** и *** *** является разовой выплатой, не входит в фонд оплаты труда гражданского персонала и в состав среднего заработка, не является гарантированной выплатой. Указала, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности штата работников и выплачивается только работающим лицам гражданского персонала. Представитель сделала заявление об отказе в удовлетворении иска, в связи с пропуском С. срока для обращения в суд.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителем военного комиссариата Мурманской области С.А. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным толкованием и применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2).
Согласно статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Из материалов дела следует, что по трудовому договору от _ _ года С. была принята на работу в отдел военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску *** на период отсутствия основного работника.
Трудовым договором С. установлен должностной оклад в размере *** рублей, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера - ***%, районный коэффициент - ***%, месячная премия - ***%, пунктом 4.2 трудового договора предусмотрена выплата других стимулирующих надбавок и доплат в соответствии с коллективным договором и локальными нормативными актами организации.
Приказом военного комиссара Мурманской области N * от _ _ года истец уволена в связи с выходом основанного работника.
Приказом N * от _ _ года С. принята на работу на должность *** отдела в отдел Военного комиссариата Мурманской области по г. Мурманску, на период отсутствия основного работника.
Приказом военного комиссара Мурманской области N * от _ _ года истец уволена по собственному желанию по уходу за ребенком до достижения им возраста *** лет, с выплатой единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей за _ _ года в сумме *** рублей *** копеек, денежной компенсацией за неиспользованный отпуск в количестве *** календарных дня за рабочий период с _ _ года по _ _ года.
Удовлетворяя требование о взыскании дополнительного материального стимулирования за *** и *** *** _ _ года, суд сослался на пункт 4.2 трудового договора, пункт 2.2.5 Коллективного договора на 2011 - 2013 годы, Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010 и исходил из того, что С. работала в течение ***-го (полностью) и частично ***-го *** _ _ года, дисциплинарных взысканий или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей не имела.
При этом суд самостоятельно произвел подсчет подлежащего взысканию дополнительного материального стимулирования в размере *** рублей за ***-й *** и *** рубля за отработанный период в ***-м *** _ _ года, основываясь на письменном расчете истца.
С данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей регулируется Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Системы оплаты труда гражданского персонала воинских частей, включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 555 утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных сил Российской Федерации (Приложение N 2) и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение N 3).
Условия, размеры и порядок установления выплат стимулирующего характера, предусмотрены пунктами 66 - 98 вышеназванного Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пунктам 66 - 69 данного Положения гражданскому персоналу воинских частей устанавливается выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы, и производится по результатам работы за месяц, квартал, год, и за счет средств экономии фонда оплаты труда.
Размер выплаты, установленной конкретному работнику, определяется по результатам его деятельности и не должен превышать должностного оклада (тарифной ставки) по занимаемой должности (профессии) в месяц.
Пунктами 70 - 81 Положения гражданскому персоналу воинских частей установлена стимулирующая выплата к должностным окладам (тарифным ставкам) за выслугу лет при работе свыше одного года.
На основании пунктов 82 - 98 вышеназванного Положения гражданскому персоналу воинских частей за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы воинской части (подразделения) производится выплата премии по результатам работы за месяц и квартал, а также единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 настоящего Указа (пункт 6).
Пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года 1459 Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации" следует, изданным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пункт 2 приказа от 26 июля 2010 года N 1010 предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам службы (работы) за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Пунктом 7 Порядка установлено, что конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что к системе оплаты труда гражданского персонала относятся выплаты стимулирующего характера, которые учитываются при формировании фонда оплаты труда учреждения, в том числе коллективными договорами и иными локальными нормативными актами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда.
Из материалов дела следует, что во исполнение Приказа Минобороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 555 военным комиссаром утверждено Положение о премировании работников военного комиссариата за основные результаты работы в 2011 - 2013 годах (Приложение N 1 к Коллективному договору между трудовым коллективом и военным комиссаром МО на 2011 - 2013 годы), которым установлено, что гражданскому персоналу военного комиссариата за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата по результатам работы за месяц и квартал. Премия за месяц производится в размере до ***% должностного оклада с учетом всех положенных надбавок и доплат и выплачивается одновременно с заработной платой за истекший месяц. Премия по результатам работы за квартал выплачивается из экономии фонда оплаты труда.
На основании Приказа Минобороны от 10 ноября 2008 года N 555 Военным комиссаром Мурманской области по согласованию с Советом трудового коллектива утверждены также Положение о выплате единовременного денежного вознаграждения по итогам года (приложение N 3) и Положение об оплате труда военного комиссариата Мурманской области (приложение N 5 к Коллективному договору), предусматривающее премиальные выплаты по итогам работы: премия по результатам работы за месяц; премия по результатам работы за квартал (за счет экономии фонда оплаты труда); доплата за интенсивность работы, также за счет средств фонда экономии оплаты труда; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере 2-х должностных окладов (пункт 3.1.2).
Между тем, дополнительное материальное стимулирование в виде единовременной дополнительной премии, выплачиваемой гражданскому персоналу на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010, осуществляется за счет освободившихся средств в результате сокращения численности штата, то есть в результате экономии бюджетных средств, а не экономии фонда оплаты труда в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.
Приказом Минобороны от 26 июля 2010 года N 1010 не предусмотрена выплата премии уволенным лицам гражданского персонала, не отработавшим полностью отчетный период за фактически отработанное время.
Дополнительное материальное стимулирование в виде указанной премии не носит обязательного характера и не является гарантированной выплатой, предусмотренной трудовым договором, системой оплаты труда гражданского персонала военного комиссариата и иными локальными актами работодателя.
На день увольнения С. _ _ года решение о выплате дополнительного материального стимулирования работодателем не принималось и приказ о такой выплате не издавался.
Материалами дела подтверждено, что указанием *** Министерства обороны РФ по Мурманской области от _ _ года N * военному комиссару Мурманской области предписано обеспечить издание приказа на дополнительные выплаты гражданскому персоналу по итогам работы за _ _ _ _ года в соответствии с фактической численностью из расчета *** рублей в месяц на одного гражданского работника.
Приказ военного комиссара Мурманской области N * о выплате лицам из числа гражданского персонала дополнительного материального стимулирования за _ _ _ _ года издан _ _ года.
Поскольку С. была уволена _ _ года и не состояла в штате военного комиссариата на момент выделения лимитов бюджетных обязательств за _ _ _ _ года и издания приказа от _ _ года N *, то права на получение дополнительного материального стимулирования у нее не имелось.
Кроме того, приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 1010 установлено, что истребование дополнительных средств на выплату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Поскольку дополнительное материальное стимулирование в виде премии носит необязательный характер, выплачивается по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, не входит в систему оплаты труда, премирование бывших работников после их увольнения за фактически отработанное время приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 1010 не предусмотрено, при этом приказ военным комиссариатом о премировании в отношении С. также не издавался, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных требований.
не носит обязательного характера и не являлось гарантированной выплатой, осуществлялось только за счет высвободившихся должностей в результате сокращения численности, то есть экономии бюджетных средств, в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных средств, распределение экономии происходило централизованно и производилось Министерством обороны Российской Федерации.
Кроме того, безусловного права работника на получение премии независимо от результатов работы и исполнения трудовых обязанностей нормы трудового законодательства и локальные нормативные акты работодателя не устанавливают.
В отличие от Положений о премировании, предусмотренных коллективным договором Военного комиссариата Мурманской области, Приказом Минобороны от 26 июля 2010 года N 1010 не предусмотрена выплата премии лицам гражданского персонала, не отработавшим полностью отчетный период, за фактически отработанное время.
Выплата дополнительного материального стимулирования истцу не являлась обязательной, не предусматривалась ни трудовым договором, ни положениями об оплате труда и премирования, предусмотренными Коллективным договором Военного комиссариата на 2011 - 2013 годы.
При таких обстоятельствах, оснований для возложения на ответчика обязанности выплатить данный вид стимулирования, не имеется.
Как следует из приказа N * от _ _ года об увольнении С., ей было выплачено единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей за _ _ _ _ года в сумме *** рубля *** копеек.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, который самостоятельно рассчитал сумму дополнительного материального стимулирования пропорционально отработанному времени за период с _ _ года по _ _ года и взыскал с ответчика *** рублей *** копеек.
Поскольку ответчиком не допущено нарушения трудовых прав истца, признать правомерным взыскание судом первой инстанции с ответчика на основании статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации морального вреда, у судебной коллегии оснований не имеется.
Таким образом решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене. В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 апреля 2012 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска С. к военному комиссариату Мурманской области о взыскании дополнительного материального стимулирования и компенсации морального вреда - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1743
Разделы:Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2012 г. по делу N 33-1743
Судья: Бырина Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Истоминой И.В.
судей
Захарова А.В.
Кузнецовой Т.А.
при секретаре
Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску С. к военному комиссариату Мурманской области о взыскании премии и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Мурманской области С.А. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 апреля 2012 года, по которому постановлено:
"Иск С. к Военному комиссариату Мурманской области о взыскании премии, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата Мурманской области в пользу С. премиальную выплату в размере *** рублей, компенсацию морального вреда *** рублей, всего *** рублей".
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., представителя военного комиссариата Мурманской области С.А., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения С., считавшую решение суда законным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
С. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Мурманской области о взыскании невыплаченных при увольнении денежных средств и компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указала на то, что в период с _ _ года по _ _ года работала в отделе военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманск в должности ***, дополнительно выполняла обязанности *** и ***. При этом, заработную плату получала только по ставке *** без учета затраченного времени на выполнение дополнительной работы. По устной договоренности с руководителем компенсация выполненной дополнительной работы должна была быть произведена при выплате повышенной квартальной премии.
При получении окончательного расчета _ _ года в связи с увольнением ей не было выплачено дополнительное материальное стимулирование (премия) за *** и *** *** _ _ года со ссылкой на непоступление денежных средств. После увольнения от бывших сотрудников стало известно, что выплата указанной премии была произведена в конце _ _ года.
Просила суд взыскать с военного комиссариата Мурманской области квартальную премию в размере *** рублей, а также компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель военного комиссариата Мурманской области С.А. иск не признала, полагая, что при увольнении С. произведены все необходимые выплаты, задолженности не имеется. Дополнительная стимулирующая выплата за *** и *** *** является разовой выплатой, не входит в фонд оплаты труда гражданского персонала и в состав среднего заработка, не является гарантированной выплатой. Указала, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности штата работников и выплачивается только работающим лицам гражданского персонала. Представитель сделала заявление об отказе в удовлетворении иска, в связи с пропуском С. срока для обращения в суд.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителем военного комиссариата Мурманской области С.А. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным толкованием и применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2).
Согласно статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Из материалов дела следует, что по трудовому договору от _ _ года С. была принята на работу в отдел военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску *** на период отсутствия основного работника.
Трудовым договором С. установлен должностной оклад в размере *** рублей, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера - ***%, районный коэффициент - ***%, месячная премия - ***%, пунктом 4.2 трудового договора предусмотрена выплата других стимулирующих надбавок и доплат в соответствии с коллективным договором и локальными нормативными актами организации.
Приказом военного комиссара Мурманской области N * от _ _ года истец уволена в связи с выходом основанного работника.
Приказом N * от _ _ года С. принята на работу на должность *** отдела в отдел Военного комиссариата Мурманской области по г. Мурманску, на период отсутствия основного работника.
Приказом военного комиссара Мурманской области N * от _ _ года истец уволена по собственному желанию по уходу за ребенком до достижения им возраста *** лет, с выплатой единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей за _ _ года в сумме *** рублей *** копеек, денежной компенсацией за неиспользованный отпуск в количестве *** календарных дня за рабочий период с _ _ года по _ _ года.
Удовлетворяя требование о взыскании дополнительного материального стимулирования за *** и *** *** _ _ года, суд сослался на пункт 4.2 трудового договора, пункт 2.2.5 Коллективного договора на 2011 - 2013 годы, Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010 и исходил из того, что С. работала в течение ***-го (полностью) и частично ***-го *** _ _ года, дисциплинарных взысканий или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей не имела.
При этом суд самостоятельно произвел подсчет подлежащего взысканию дополнительного материального стимулирования в размере *** рублей за ***-й *** и *** рубля за отработанный период в ***-м *** _ _ года, основываясь на письменном расчете истца.
С данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей регулируется Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Системы оплаты труда гражданского персонала воинских частей, включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 555 утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных сил Российской Федерации (Приложение N 2) и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение N 3).
Условия, размеры и порядок установления выплат стимулирующего характера, предусмотрены пунктами 66 - 98 вышеназванного Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пунктам 66 - 69 данного Положения гражданскому персоналу воинских частей устанавливается выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы, и производится по результатам работы за месяц, квартал, год, и за счет средств экономии фонда оплаты труда.
Размер выплаты, установленной конкретному работнику, определяется по результатам его деятельности и не должен превышать должностного оклада (тарифной ставки) по занимаемой должности (профессии) в месяц.
Пунктами 70 - 81 Положения гражданскому персоналу воинских частей установлена стимулирующая выплата к должностным окладам (тарифным ставкам) за выслугу лет при работе свыше одного года.
На основании пунктов 82 - 98 вышеназванного Положения гражданскому персоналу воинских частей за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы воинской части (подразделения) производится выплата премии по результатам работы за месяц и квартал, а также единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 настоящего Указа (пункт 6).
Пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года 1459 Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации" следует, изданным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пункт 2 приказа от 26 июля 2010 года N 1010 предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам службы (работы) за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Пунктом 7 Порядка установлено, что конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что к системе оплаты труда гражданского персонала относятся выплаты стимулирующего характера, которые учитываются при формировании фонда оплаты труда учреждения, в том числе коллективными договорами и иными локальными нормативными актами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда.
Из материалов дела следует, что во исполнение Приказа Минобороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 555 военным комиссаром утверждено Положение о премировании работников военного комиссариата за основные результаты работы в 2011 - 2013 годах (Приложение N 1 к Коллективному договору между трудовым коллективом и военным комиссаром МО на 2011 - 2013 годы), которым установлено, что гражданскому персоналу военного комиссариата за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата по результатам работы за месяц и квартал. Премия за месяц производится в размере до ***% должностного оклада с учетом всех положенных надбавок и доплат и выплачивается одновременно с заработной платой за истекший месяц. Премия по результатам работы за квартал выплачивается из экономии фонда оплаты труда.
На основании Приказа Минобороны от 10 ноября 2008 года N 555 Военным комиссаром Мурманской области по согласованию с Советом трудового коллектива утверждены также Положение о выплате единовременного денежного вознаграждения по итогам года (приложение N 3) и Положение об оплате труда военного комиссариата Мурманской области (приложение N 5 к Коллективному договору), предусматривающее премиальные выплаты по итогам работы: премия по результатам работы за месяц; премия по результатам работы за квартал (за счет экономии фонда оплаты труда); доплата за интенсивность работы, также за счет средств фонда экономии оплаты труда; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере 2-х должностных окладов (пункт 3.1.2).
Между тем, дополнительное материальное стимулирование в виде единовременной дополнительной премии, выплачиваемой гражданскому персоналу на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010, осуществляется за счет освободившихся средств в результате сокращения численности штата, то есть в результате экономии бюджетных средств, а не экономии фонда оплаты труда в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.
Приказом Минобороны от 26 июля 2010 года N 1010 не предусмотрена выплата премии уволенным лицам гражданского персонала, не отработавшим полностью отчетный период за фактически отработанное время.
Дополнительное материальное стимулирование в виде указанной премии не носит обязательного характера и не является гарантированной выплатой, предусмотренной трудовым договором, системой оплаты труда гражданского персонала военного комиссариата и иными локальными актами работодателя.
На день увольнения С. _ _ года решение о выплате дополнительного материального стимулирования работодателем не принималось и приказ о такой выплате не издавался.
Материалами дела подтверждено, что указанием *** Министерства обороны РФ по Мурманской области от _ _ года N * военному комиссару Мурманской области предписано обеспечить издание приказа на дополнительные выплаты гражданскому персоналу по итогам работы за _ _ _ _ года в соответствии с фактической численностью из расчета *** рублей в месяц на одного гражданского работника.
Приказ военного комиссара Мурманской области N * о выплате лицам из числа гражданского персонала дополнительного материального стимулирования за _ _ _ _ года издан _ _ года.
Поскольку С. была уволена _ _ года и не состояла в штате военного комиссариата на момент выделения лимитов бюджетных обязательств за _ _ _ _ года и издания приказа от _ _ года N *, то права на получение дополнительного материального стимулирования у нее не имелось.
Кроме того, приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 1010 установлено, что истребование дополнительных средств на выплату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Поскольку дополнительное материальное стимулирование в виде премии носит необязательный характер, выплачивается по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, не входит в систему оплаты труда, премирование бывших работников после их увольнения за фактически отработанное время приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 1010 не предусмотрено, при этом приказ военным комиссариатом о премировании в отношении С. также не издавался, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных требований.
не носит обязательного характера и не являлось гарантированной выплатой, осуществлялось только за счет высвободившихся должностей в результате сокращения численности, то есть экономии бюджетных средств, в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных средств, распределение экономии происходило централизованно и производилось Министерством обороны Российской Федерации.
Кроме того, безусловного права работника на получение премии независимо от результатов работы и исполнения трудовых обязанностей нормы трудового законодательства и локальные нормативные акты работодателя не устанавливают.
В отличие от Положений о премировании, предусмотренных коллективным договором Военного комиссариата Мурманской области, Приказом Минобороны от 26 июля 2010 года N 1010 не предусмотрена выплата премии лицам гражданского персонала, не отработавшим полностью отчетный период, за фактически отработанное время.
Выплата дополнительного материального стимулирования истцу не являлась обязательной, не предусматривалась ни трудовым договором, ни положениями об оплате труда и премирования, предусмотренными Коллективным договором Военного комиссариата на 2011 - 2013 годы.
При таких обстоятельствах, оснований для возложения на ответчика обязанности выплатить данный вид стимулирования, не имеется.
Как следует из приказа N * от _ _ года об увольнении С., ей было выплачено единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей за _ _ _ _ года в сумме *** рубля *** копеек.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, который самостоятельно рассчитал сумму дополнительного материального стимулирования пропорционально отработанному времени за период с _ _ года по _ _ года и взыскал с ответчика *** рублей *** копеек.
Поскольку ответчиком не допущено нарушения трудовых прав истца, признать правомерным взыскание судом первой инстанции с ответчика на основании статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации морального вреда, у судебной коллегии оснований не имеется.
Таким образом решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене. В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 апреля 2012 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска С. к военному комиссариату Мурманской области о взыскании дополнительного материального стимулирования и компенсации морального вреда - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)