Судебные решения, арбитраж
Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кокошкина Г.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Козловой Г.Н.
Судей Серышевой Н.И., Малышевой И.А.
При секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д. к МУП "ВКХ" г. Котово о начислении и выплате заработной платы
по кассационной жалобе Д.
на решение Котовского районного суда Волгоградской области
от 14 июля 2010 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Отказать Д. в иске к МУП "ВКХ" г. Котово о доначислении и выплате заработной платы за 2007 год 32 556 руб. 46 коп., за 2008 год 68 852 руб. 69 коп., за 2009 год 111 715 руб. 54 коп., всего на общую сумму 213 124 руб. 69 коп., взыскании расходов по оплате услуг представителя 5000 руб. и компенсации морального вреда 10 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Козловой Г.Н. объяснения представителя Д., действующего на основании доверенности, П., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" Н., судебная коллегия
установила:
Д. обратилась в суд с иском к МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" г. Котово о начислении и выплате заработной платы.
В обоснование иска указала, что работает в качестве машиниста 3-го разряда насосной станции ФИС-2 в муниципальном унитарном предприятии "Водопроводно-канализационное хозяйство" администрации городского поселения город Котово Котовского муниципального района Волгоградской области с 01.07.2002 года. Считает, что за предыдущие три года администрация предприятия не правильно производила начисление ей заработной платы, а именно, при ее исчислении не был учтен (предоставлен):
- минимальный тариф и повышающие коэффициенты;
- дополнительный отпуск в размере 12 календарных дней, за работу на рабочем месте с вредными условиями труда, которые были установлены отраслевым тарифным соглашением по ЖКХ за соответствующие годы.
По ее расчетам за 2007, 2008, 2009 года предприятие не доплатило ей денежных средств на общую сумму 213 124 руб. 69 коп., из них:
- за 2007 год - 32 556 руб. 46 коп.; - за 2008 год - 68 852 руб. 69 коп.; -за 2009 год - 111 715 руб. 54 коп.
Она неоднократно обращалась к руководству предприятия с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и произвести ей перерасчет заработной платы с выплатой причитающейся разницы, на что получала отказ. Считает, что ее трудовые права нарушены, так как на протяжении последних лет предприятием систематически не производится начисление ей заработной платы в полном объеме.
04.02.2010 г. она обратилась за защитой своих прав в прокуратуру Котовского района Волгоградской области, которая перенаправила его для проверки в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области. Прокуратуры 23.04.2010 г. за N 119ж-2010 и Гострудинспекцией 16.04.2010 г. за N 4-476-10 ГТВ-3 даны ответы в которых, указано, что факты нарушения трудового законодательства по не применению администрацией предприятия при исчислении заработной платы минимального тарифа и повышающих коэффициентов, а также не предоставление дополнительных отпусков установленных отраслевым тарифным соглашением, в ходе проверки нашли свое подтверждение. МУП "ВКХ" Гострудинспекцией было выдано предписание, обязывающее предприятие в срок до 21.05.2010 г. произвести перерасчеты заработной платы и предоставить дополнительные отпуска работникам. Однако, в указанный срок перерасчет заработной платы ей произведен не был, а в устной беседе с ней директор предприятия сказал, что не намерен исполнять данное предписание Гострудинспекции. В связи, с чем была вынуждена обратиться с иском в суд.
В 2007 году на федеральном уровне было заключено Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ между Общероссийским профсоюзом работником жизнеобеспечения, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий" и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Предложение о присоединении к федеральному отраслевому Соглашению было выражено в Письме Минздрава и соцразвития РФ от 13.12.2007 г. за N 389-ТГ "Работодателям организаций ЖКХ РФ" и опубликовано в "Российской газете" от 19.12.2007 года за N 284. МУП "ВКХ" является организацией жилищно-коммунального хозяйства, таким образом, федеральное отраслевое Соглашение обязательно к применению на предприятии, поскольку, им не было направлено соответствующего обращения в порядке предусмотренного частью 8 статьи 48 ТК РФ.
15.01.2008 г. было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве и горэлектротранспорте Волгоградской области на 2008-2010 годы N С-2/08.
Считает, что на основании указанных тарифных соглашений ее месячная тарифная ставка машиниста 3 разряда очистных сооружений должна была исчисляться: в 2007 году по формуле: 1 700 руб. * 2,0 * 1,4: 166,7 = 28,55 руб., то есть она должна была составлять 28,55 рублей, в отличие от примененного работодателем при исчислении заработной платы в размере 16,17 рублей, что как следствие привело к не доначислению и не доплате ей заработной платы за этот год в размере 32 556,46 руб.; в 2008 году по формуле: 2 550 руб. * 2,0 * 1,4: 166,7 = 42,83 руб., то есть она должна была составлять 42.83 руб., в отличие от примененного работодателем при исчислении заработной платы в размере 22 руб. 62 коп., что как следствие привело к не доначислению и не доплате ей заработной платы за этот год в размере 68 852 руб. 69 коп.; в 2009 году по формуле: 3500 руб. *2,0*1,4:166,7=58,79 руб., то есть она должна была составлять 58,79 руб., в отличие от примененного работодателем при исчислении заработной платы в размере 23 руб. 29 коп., что как следствие привело к не доначислению и не доплате ей заработной платы за этот год в размере 111 715 руб. 54 коп.
Кроме того, указала, что администрацией предприятия в 2007, 2008, 2009 году ей не были предоставлены дополнительные отпуска. Компенсация за эти отпуска, предусмотренная статьей 126 ТК РФ, не была учтена при исчислении ей заработной платы за соответствующие годы, которая должна была составить: в 2007 году - 3 466,39 рублей, 2008 году - 5 702,72 рублей, 2009 году - 7 385,57 рублей.
Указанными действиями ей был причинен моральный вред, который она оценивает в размере 10 000 рублей.
Она неоднократно предлагала дирекции предприятия добровольно, в досудебном порядке устранить допущенное нарушение ее трудовых прав, однако нарушения устранены не были.
Просит обязать муниципальное унитарное предприятие "Водопроводно-канализационное хозяйство" администрации городского поселения города Котово в десятидневный срок произвести доначисление и осуществить выплату заработной платы Д.: за 2007 год в размере 32 556 руб. 46 коп.; за 2008 год в размере 68 852 руб. 69 коп.; за 2009 год в размере 111 715 руб. 54 коп.; а всего на общую сумму 213 124 рубля 69 копеек. Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" администрации городского поселения города Котово в пользу Д. судебные издержки в виде расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Д. оспаривая законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела по доводам, изложенным в кассационной жалобе, обсудив изложенные доводы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данное решение суда указанным требованиям закона не соответствует.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что распоряжения администрации городского поселения город Котово "Об уровне минимальной месячной ставки рабочего первого разряда на 2009 год для формирования фонда оплаты труда по предприятиям ЖКХ городского поселения г. Котово" N 9-р от 22.01.2009 года, которым установлена базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в 2009 году - 1750 рублей, N 343-р от 26.12.2007 г., которым в 2008 году установлен предельный уровень повышения тарифной ставки рабочего первого разряда 15% к действовавшему в 2007 году; N 8-р от 24.01.2007 г. в 2007 г., которым установлена базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда - 1350 рублей, изданные учредителем и собственником имущества предприятия являются обязательными для исполнения МУП "ВКХ" г Котово. На день рассмотрения дела в суде указанные распоряжения никем не обжалованы. Суд первой инстанции также исходил из того, что начисление и выплата заработной платы Д. производится с учетом, утвержденных администрацией ставки рабочего первого разряда и с индексацией не реже одного раза в год.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласится не может по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Согласно п. 2 ст. 132 ТК РФ запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.
Статьей 135 ТК РФ установлено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Исходя из ст. 45 ТК РФ соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
В зависимости от сферы регулируемых социально - трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое) территориальное и иные соглашения.
В силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив, что нормативно-правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
В соответствии со ст. 48 ТК РФ, в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Согласно ст. 48 ТК РФ если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменных отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей
В 2007 заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы" утвержденное Росстроем 02.07.2007, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007.
Названный акт прошел уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Регистрационный N 71/08-10 от 05.09.2007 (письмо Роструда от 05.09.2007 N 3586-ТЗ).
Настоящее Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации заключено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Соглашение направлено на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, а также на реализацию трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.
Предложение о присоединении к федеральному отраслевому Соглашению содержащиеся в письме министра здравоохранения и социального развития от 13.12.2007 г. за N 389-ТГ, в котором работодателям предложено присоединиться к ОТС было опубликовано в Российской газете 19.12.2007 г.
В соответствии с пунктом 1.10 Соглашение вступает в силу с 1 января 2008 года и действует по 31 декабря 2010 года.
Ответчик с письменным отказом о неприсоединении к федеральному соглашению ЖКХ в федеральный орган исполнительной власти не обращался, что следует из показаний в суде его представителя. Орган исполнительной власти субъекта РФ - Волгоградской области также с мотивированным письменным отказом от присоединения к федеральному соглашению в ЖКХ не обращался.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в целях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, на повышение эффективности работы организаций, предприятий, а также на обеспечение защиты прав, социально-экономических интересов работников отрасли на региональном уровне было заключено "Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве и горэлектротранспорте Волгоградской области на 2008-2010 годы" между Волгоградской областной организацией общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, Региональным отраслевым объединением работодателей "Союз жилищно-коммунальных предприятий Волгоградской области, Администрацией Волгоградской обл. от 15.01.2008 N С-2/08
В соответствии с пунктом 1.11 действие документа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года по 31 декабря 2010 года включительно.
Согласно п. 2.3 федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы, с 1 января 2008 года базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается в размере не менее 2550 руб., а с 1 января 2009 года - не ниже 3500 руб. В зависимости от финансового и экономического состояния Организации, социальных, экономических и производственных факторов работодатель вправе устанавливать в Организации тарифную ставку рабочих первого разряда, превышающую базовый размер.
Федеральное соглашение в ЖКХ имеет наибольшую юридическую силу, является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашение) и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением (п. 1.7).
Федеральное соглашение в ЖКХ распространяет свое действие на организации - юридические лица, осуществляющие свою деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Пунктом 5.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве и горэлектротранспорте Волгоградской области на 2008-2010 годы" между Волгоградской областной организацией общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, Региональным отраслевым объединением работодателей "Союз жилищно-коммунальных предприятий Волгоградской области", Администрацией Волгоградской обл. от 15.01.2008 N С-2/08 минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается в размере, равном произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на коэффициент особенностей работ Организаций. Коэффициенты особенностей работ приведены в приложении N 3 к данному Соглашению.
С 1 января 2008 года базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается в размере не ниже 1850 рублей.
Для Организаций, из-за отсутствия финансовых возможностей установивших по состоянию на 01.07.2007 базовую месячную тарифную ставку рабочего первого разряда в размере ниже 1700 рублей, с 1 января 2008 года базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда рассчитывается как произведение действующей месячной тарифной ставки на величину установленного для муниципального образования на 2008 год индекса изменения размера платы граждан за соответствующую жилищно-коммунальную услугу. При этом минимальная заработная плата рабочего первого разряда должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Размер минимальной месячной тарифной ставки, определенный данным Соглашением, общероссийским отраслевым Соглашением или коллективным договором, является основой для дифференциации должностных окладов и тарифных ставок всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
В п. 6.10 Устава МУП "ВКХ" г. Котово указано, что приказы (распоряжения) и указания директора не должны противоречить законодательству, настоящему Уставу, решениям собственника имущества предприятия. Приказы (распоряжения) и указания, противоречащие законодательству, настоящему Уставу, решениям собственника имущества предприятия, исполнению не подлежат и должны быть отменены (изменены) руководителем в трехдневный срок со дня обнаружения таких противоречий юридической службой предприятия.
Как усматривается из материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции Д. работает в качестве машиниста 3-го разряда насосной станции ФИС-2 в муниципальном унитарном предприятии "Водопроводно-канализационное хозяйство" Администрации городского поселения города Котово с 01.07.2002 года, до настоящего времени.
В судебном заседании также установлено, что на основании распоряжения администрации городского поселения г. Котово "Об уровне минимальной месячной ставки рабочего первого разряда на 2009 год для формирования фонда оплаты труда по предприятиям ЖКХ городского поселения г. Котово" N 9-р от 22.01.2009 г. базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в 2009 году составила - 1750 рублей, на основании распоряжения N 343-р от 26.12.2007 г. в 2008 году установлен предельный уровень повышения тарифной ставки рабочего первого разряда 15% к действовавшему в 2007 году, на основании распоряжения N 8-р от 24.01.2007 г. в 2007 г.- базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда составила 1350 рублей.
МУП "ВКХ" осуществляет деятельность по организации коммунального водоснабжения и водоотведения, организации коммунального теплоснабжения, поэтому в силу п. 1.1 ОТС в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 г.г. и приложения N 1 к ОТС, на ответчика распространяется нормы указанного ОТС. Учредителем и собственником имущества предприятия является администрация городского поселения город Котово Котовского муниципального района Волгоградской области.
При таких данных судебная коллегия приходит в выводу о том, что утверждения суда первой инстанции о необходимости применения распоряжений администрации обязательных к исполнению администрацией городского поселения город Котельниково при начислении заработной платы Д., которые не были оспорены в судебном порядке являются неверными.
Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются для работников организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. А условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.
Аналогичные нормы содержатся и в п. 1.7. ОТС - оно является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными Соглашением. В случае отсутствия в Организации коллективного договора, Соглашение имеет прямое действие.
Условия оплаты труда, установленные на предприятии, ухудшают условия оплаты труда истца по сравнению с условиями ОТС. В силу ст. 135 ТК РФ, п. 1.7 ОТС, соглашение является правовым актом, напрямую регулирующим отношения сторон.
Таким образом, доводы истца о необходимости исчисления заработка исходя из норм ОТС и расчет представленный истицей и ее представителем подлежит дополнительной проверке.
Кроме того, пунктом 3.5. федерального ОТС установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, связанными с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных факторов, в соответствии с действующим перечнем производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с учетом Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.
Подпунктом "в" пункта 8 параграфа ХХХVIII, Машинисту насосных установок, занятому на работах при соприкосновении с канализационной жидкостью предусмотренного право на дополнительный отпуск 12 рабочих дней.
В соответствии со статьей 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с Трудовым кодексом РФ, нормативные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ, применяются в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
Следует учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса РФ и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней.
Решение о предоставлении и продолжительности дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, принимается на основе результатов аттестации рабочих мест с учетом фактического состояния условий труда на рабочих местах в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
В Организациях, где не проведена обязательная аттестация рабочих мест или она проведена методом экспресс-оценки (без инструментальных замеров вредных факторов), дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются в полном размере работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии с вышеуказанным Списком.
Порядок предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается непосредственно в Организациях.
В том случае, если у работодателя отсутствуют финансовые возможности на оплату дополнительного отпуска лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, который в обязательном порядке предусмотрен законодателем, это не будет являться основанием для отказа в предоставлении такого отпуска. Дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные (опасные) условия труда работодатель обязан предоставить в любом случае. При этом продолжительность этого отпуска должна быть не меньше минимальной продолжительности таких отпусков, установленных для данной категории работников законодателем. Установление в локальных актах организации продолжительности дополнительного отпуска меньше минимального незаконно (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
Исходя из изложенного судебная коллегия полагает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции, подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения. Однако в данном случае устранить нарушения, допущенные судом первой инстанции при разрешении настоящего спора, в суде кассационной инстанции не представляется возможным.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть вышеизложенное, определить и установить значимые для дела обстоятельства и дать им надлежащую правовую оценку в их совокупности, а также в совокупности с доводами сторон и представленными ими доказательствами и разрешить спор в соответствии с действующими нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Котовского районного суда Волгоградской области от 14 июля 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.09.2010 ПО ДЕЛУ N 33-9242/2010
Разделы:Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2010 г. по делу N 33-9242/2010
Судья: Кокошкина Г.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Козловой Г.Н.
Судей Серышевой Н.И., Малышевой И.А.
При секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д. к МУП "ВКХ" г. Котово о начислении и выплате заработной платы
по кассационной жалобе Д.
на решение Котовского районного суда Волгоградской области
от 14 июля 2010 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Отказать Д. в иске к МУП "ВКХ" г. Котово о доначислении и выплате заработной платы за 2007 год 32 556 руб. 46 коп., за 2008 год 68 852 руб. 69 коп., за 2009 год 111 715 руб. 54 коп., всего на общую сумму 213 124 руб. 69 коп., взыскании расходов по оплате услуг представителя 5000 руб. и компенсации морального вреда 10 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Козловой Г.Н. объяснения представителя Д., действующего на основании доверенности, П., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" Н., судебная коллегия
установила:
Д. обратилась в суд с иском к МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" г. Котово о начислении и выплате заработной платы.
В обоснование иска указала, что работает в качестве машиниста 3-го разряда насосной станции ФИС-2 в муниципальном унитарном предприятии "Водопроводно-канализационное хозяйство" администрации городского поселения город Котово Котовского муниципального района Волгоградской области с 01.07.2002 года. Считает, что за предыдущие три года администрация предприятия не правильно производила начисление ей заработной платы, а именно, при ее исчислении не был учтен (предоставлен):
- минимальный тариф и повышающие коэффициенты;
- дополнительный отпуск в размере 12 календарных дней, за работу на рабочем месте с вредными условиями труда, которые были установлены отраслевым тарифным соглашением по ЖКХ за соответствующие годы.
По ее расчетам за 2007, 2008, 2009 года предприятие не доплатило ей денежных средств на общую сумму 213 124 руб. 69 коп., из них:
- за 2007 год - 32 556 руб. 46 коп.; - за 2008 год - 68 852 руб. 69 коп.; -за 2009 год - 111 715 руб. 54 коп.
Она неоднократно обращалась к руководству предприятия с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и произвести ей перерасчет заработной платы с выплатой причитающейся разницы, на что получала отказ. Считает, что ее трудовые права нарушены, так как на протяжении последних лет предприятием систематически не производится начисление ей заработной платы в полном объеме.
04.02.2010 г. она обратилась за защитой своих прав в прокуратуру Котовского района Волгоградской области, которая перенаправила его для проверки в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области. Прокуратуры 23.04.2010 г. за N 119ж-2010 и Гострудинспекцией 16.04.2010 г. за N 4-476-10 ГТВ-3 даны ответы в которых, указано, что факты нарушения трудового законодательства по не применению администрацией предприятия при исчислении заработной платы минимального тарифа и повышающих коэффициентов, а также не предоставление дополнительных отпусков установленных отраслевым тарифным соглашением, в ходе проверки нашли свое подтверждение. МУП "ВКХ" Гострудинспекцией было выдано предписание, обязывающее предприятие в срок до 21.05.2010 г. произвести перерасчеты заработной платы и предоставить дополнительные отпуска работникам. Однако, в указанный срок перерасчет заработной платы ей произведен не был, а в устной беседе с ней директор предприятия сказал, что не намерен исполнять данное предписание Гострудинспекции. В связи, с чем была вынуждена обратиться с иском в суд.
В 2007 году на федеральном уровне было заключено Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ между Общероссийским профсоюзом работником жизнеобеспечения, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий" и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Предложение о присоединении к федеральному отраслевому Соглашению было выражено в Письме Минздрава и соцразвития РФ от 13.12.2007 г. за N 389-ТГ "Работодателям организаций ЖКХ РФ" и опубликовано в "Российской газете" от 19.12.2007 года за N 284. МУП "ВКХ" является организацией жилищно-коммунального хозяйства, таким образом, федеральное отраслевое Соглашение обязательно к применению на предприятии, поскольку, им не было направлено соответствующего обращения в порядке предусмотренного частью 8 статьи 48 ТК РФ.
15.01.2008 г. было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве и горэлектротранспорте Волгоградской области на 2008-2010 годы N С-2/08.
Считает, что на основании указанных тарифных соглашений ее месячная тарифная ставка машиниста 3 разряда очистных сооружений должна была исчисляться: в 2007 году по формуле: 1 700 руб. * 2,0 * 1,4: 166,7 = 28,55 руб., то есть она должна была составлять 28,55 рублей, в отличие от примененного работодателем при исчислении заработной платы в размере 16,17 рублей, что как следствие привело к не доначислению и не доплате ей заработной платы за этот год в размере 32 556,46 руб.; в 2008 году по формуле: 2 550 руб. * 2,0 * 1,4: 166,7 = 42,83 руб., то есть она должна была составлять 42.83 руб., в отличие от примененного работодателем при исчислении заработной платы в размере 22 руб. 62 коп., что как следствие привело к не доначислению и не доплате ей заработной платы за этот год в размере 68 852 руб. 69 коп.; в 2009 году по формуле: 3500 руб. *2,0*1,4:166,7=58,79 руб., то есть она должна была составлять 58,79 руб., в отличие от примененного работодателем при исчислении заработной платы в размере 23 руб. 29 коп., что как следствие привело к не доначислению и не доплате ей заработной платы за этот год в размере 111 715 руб. 54 коп.
Кроме того, указала, что администрацией предприятия в 2007, 2008, 2009 году ей не были предоставлены дополнительные отпуска. Компенсация за эти отпуска, предусмотренная статьей 126 ТК РФ, не была учтена при исчислении ей заработной платы за соответствующие годы, которая должна была составить: в 2007 году - 3 466,39 рублей, 2008 году - 5 702,72 рублей, 2009 году - 7 385,57 рублей.
Указанными действиями ей был причинен моральный вред, который она оценивает в размере 10 000 рублей.
Она неоднократно предлагала дирекции предприятия добровольно, в досудебном порядке устранить допущенное нарушение ее трудовых прав, однако нарушения устранены не были.
Просит обязать муниципальное унитарное предприятие "Водопроводно-канализационное хозяйство" администрации городского поселения города Котово в десятидневный срок произвести доначисление и осуществить выплату заработной платы Д.: за 2007 год в размере 32 556 руб. 46 коп.; за 2008 год в размере 68 852 руб. 69 коп.; за 2009 год в размере 111 715 руб. 54 коп.; а всего на общую сумму 213 124 рубля 69 копеек. Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" администрации городского поселения города Котово в пользу Д. судебные издержки в виде расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Д. оспаривая законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела по доводам, изложенным в кассационной жалобе, обсудив изложенные доводы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данное решение суда указанным требованиям закона не соответствует.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что распоряжения администрации городского поселения город Котово "Об уровне минимальной месячной ставки рабочего первого разряда на 2009 год для формирования фонда оплаты труда по предприятиям ЖКХ городского поселения г. Котово" N 9-р от 22.01.2009 года, которым установлена базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в 2009 году - 1750 рублей, N 343-р от 26.12.2007 г., которым в 2008 году установлен предельный уровень повышения тарифной ставки рабочего первого разряда 15% к действовавшему в 2007 году; N 8-р от 24.01.2007 г. в 2007 г., которым установлена базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда - 1350 рублей, изданные учредителем и собственником имущества предприятия являются обязательными для исполнения МУП "ВКХ" г Котово. На день рассмотрения дела в суде указанные распоряжения никем не обжалованы. Суд первой инстанции также исходил из того, что начисление и выплата заработной платы Д. производится с учетом, утвержденных администрацией ставки рабочего первого разряда и с индексацией не реже одного раза в год.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласится не может по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Согласно п. 2 ст. 132 ТК РФ запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.
Статьей 135 ТК РФ установлено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Исходя из ст. 45 ТК РФ соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
В зависимости от сферы регулируемых социально - трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое) территориальное и иные соглашения.
В силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив, что нормативно-правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
В соответствии со ст. 48 ТК РФ, в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Согласно ст. 48 ТК РФ если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменных отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей
В 2007 заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы" утвержденное Росстроем 02.07.2007, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007.
Названный акт прошел уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Регистрационный N 71/08-10 от 05.09.2007 (письмо Роструда от 05.09.2007 N 3586-ТЗ).
Настоящее Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации заключено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Соглашение направлено на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, а также на реализацию трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.
Предложение о присоединении к федеральному отраслевому Соглашению содержащиеся в письме министра здравоохранения и социального развития от 13.12.2007 г. за N 389-ТГ, в котором работодателям предложено присоединиться к ОТС было опубликовано в Российской газете 19.12.2007 г.
В соответствии с пунктом 1.10 Соглашение вступает в силу с 1 января 2008 года и действует по 31 декабря 2010 года.
Ответчик с письменным отказом о неприсоединении к федеральному соглашению ЖКХ в федеральный орган исполнительной власти не обращался, что следует из показаний в суде его представителя. Орган исполнительной власти субъекта РФ - Волгоградской области также с мотивированным письменным отказом от присоединения к федеральному соглашению в ЖКХ не обращался.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в целях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, на повышение эффективности работы организаций, предприятий, а также на обеспечение защиты прав, социально-экономических интересов работников отрасли на региональном уровне было заключено "Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве и горэлектротранспорте Волгоградской области на 2008-2010 годы" между Волгоградской областной организацией общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, Региональным отраслевым объединением работодателей "Союз жилищно-коммунальных предприятий Волгоградской области, Администрацией Волгоградской обл. от 15.01.2008 N С-2/08
В соответствии с пунктом 1.11 действие документа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года по 31 декабря 2010 года включительно.
Согласно п. 2.3 федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы, с 1 января 2008 года базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается в размере не менее 2550 руб., а с 1 января 2009 года - не ниже 3500 руб. В зависимости от финансового и экономического состояния Организации, социальных, экономических и производственных факторов работодатель вправе устанавливать в Организации тарифную ставку рабочих первого разряда, превышающую базовый размер.
Федеральное соглашение в ЖКХ имеет наибольшую юридическую силу, является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашение) и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением (п. 1.7).
Федеральное соглашение в ЖКХ распространяет свое действие на организации - юридические лица, осуществляющие свою деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Пунктом 5.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве и горэлектротранспорте Волгоградской области на 2008-2010 годы" между Волгоградской областной организацией общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, Региональным отраслевым объединением работодателей "Союз жилищно-коммунальных предприятий Волгоградской области", Администрацией Волгоградской обл. от 15.01.2008 N С-2/08 минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается в размере, равном произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на коэффициент особенностей работ Организаций. Коэффициенты особенностей работ приведены в приложении N 3 к данному Соглашению.
С 1 января 2008 года базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается в размере не ниже 1850 рублей.
Для Организаций, из-за отсутствия финансовых возможностей установивших по состоянию на 01.07.2007 базовую месячную тарифную ставку рабочего первого разряда в размере ниже 1700 рублей, с 1 января 2008 года базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда рассчитывается как произведение действующей месячной тарифной ставки на величину установленного для муниципального образования на 2008 год индекса изменения размера платы граждан за соответствующую жилищно-коммунальную услугу. При этом минимальная заработная плата рабочего первого разряда должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Размер минимальной месячной тарифной ставки, определенный данным Соглашением, общероссийским отраслевым Соглашением или коллективным договором, является основой для дифференциации должностных окладов и тарифных ставок всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
В п. 6.10 Устава МУП "ВКХ" г. Котово указано, что приказы (распоряжения) и указания директора не должны противоречить законодательству, настоящему Уставу, решениям собственника имущества предприятия. Приказы (распоряжения) и указания, противоречащие законодательству, настоящему Уставу, решениям собственника имущества предприятия, исполнению не подлежат и должны быть отменены (изменены) руководителем в трехдневный срок со дня обнаружения таких противоречий юридической службой предприятия.
Как усматривается из материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции Д. работает в качестве машиниста 3-го разряда насосной станции ФИС-2 в муниципальном унитарном предприятии "Водопроводно-канализационное хозяйство" Администрации городского поселения города Котово с 01.07.2002 года, до настоящего времени.
В судебном заседании также установлено, что на основании распоряжения администрации городского поселения г. Котово "Об уровне минимальной месячной ставки рабочего первого разряда на 2009 год для формирования фонда оплаты труда по предприятиям ЖКХ городского поселения г. Котово" N 9-р от 22.01.2009 г. базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в 2009 году составила - 1750 рублей, на основании распоряжения N 343-р от 26.12.2007 г. в 2008 году установлен предельный уровень повышения тарифной ставки рабочего первого разряда 15% к действовавшему в 2007 году, на основании распоряжения N 8-р от 24.01.2007 г. в 2007 г.- базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда составила 1350 рублей.
МУП "ВКХ" осуществляет деятельность по организации коммунального водоснабжения и водоотведения, организации коммунального теплоснабжения, поэтому в силу п. 1.1 ОТС в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 г.г. и приложения N 1 к ОТС, на ответчика распространяется нормы указанного ОТС. Учредителем и собственником имущества предприятия является администрация городского поселения город Котово Котовского муниципального района Волгоградской области.
При таких данных судебная коллегия приходит в выводу о том, что утверждения суда первой инстанции о необходимости применения распоряжений администрации обязательных к исполнению администрацией городского поселения город Котельниково при начислении заработной платы Д., которые не были оспорены в судебном порядке являются неверными.
Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются для работников организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. А условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.
Аналогичные нормы содержатся и в п. 1.7. ОТС - оно является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными Соглашением. В случае отсутствия в Организации коллективного договора, Соглашение имеет прямое действие.
Условия оплаты труда, установленные на предприятии, ухудшают условия оплаты труда истца по сравнению с условиями ОТС. В силу ст. 135 ТК РФ, п. 1.7 ОТС, соглашение является правовым актом, напрямую регулирующим отношения сторон.
Таким образом, доводы истца о необходимости исчисления заработка исходя из норм ОТС и расчет представленный истицей и ее представителем подлежит дополнительной проверке.
Кроме того, пунктом 3.5. федерального ОТС установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, связанными с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных факторов, в соответствии с действующим перечнем производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с учетом Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.
Подпунктом "в" пункта 8 параграфа ХХХVIII, Машинисту насосных установок, занятому на работах при соприкосновении с канализационной жидкостью предусмотренного право на дополнительный отпуск 12 рабочих дней.
В соответствии со статьей 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с Трудовым кодексом РФ, нормативные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ, применяются в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
Следует учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса РФ и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней.
Решение о предоставлении и продолжительности дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, принимается на основе результатов аттестации рабочих мест с учетом фактического состояния условий труда на рабочих местах в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
В Организациях, где не проведена обязательная аттестация рабочих мест или она проведена методом экспресс-оценки (без инструментальных замеров вредных факторов), дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются в полном размере работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии с вышеуказанным Списком.
Порядок предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается непосредственно в Организациях.
В том случае, если у работодателя отсутствуют финансовые возможности на оплату дополнительного отпуска лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, который в обязательном порядке предусмотрен законодателем, это не будет являться основанием для отказа в предоставлении такого отпуска. Дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные (опасные) условия труда работодатель обязан предоставить в любом случае. При этом продолжительность этого отпуска должна быть не меньше минимальной продолжительности таких отпусков, установленных для данной категории работников законодателем. Установление в локальных актах организации продолжительности дополнительного отпуска меньше минимального незаконно (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
Исходя из изложенного судебная коллегия полагает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции, подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения. Однако в данном случае устранить нарушения, допущенные судом первой инстанции при разрешении настоящего спора, в суде кассационной инстанции не представляется возможным.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть вышеизложенное, определить и установить значимые для дела обстоятельства и дать им надлежащую правовую оценку в их совокупности, а также в совокупности с доводами сторон и представленными ими доказательствами и разрешить спор в соответствии с действующими нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Котовского районного суда Волгоградской области от 14 июля 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)