Судебные решения, арбитраж
Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Спирина М.Н.
Б-10
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.,
судей Беляковой Н.В., Туровой Т.В.,
с участием прокурора Дозорцевой Е.Г.,
при секретаре Л.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску прокурора города Лесосибирска в интересах К. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Лесосибирская центральная городская больница" о перерасчете заработной платы, возложении обязанности установить размер заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Лесосибирска - К.И.
на решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 13 сентября 2012 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора г. Лесосибирска в интересах К. удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Лесосибирская центральная городская больница" установить заработную плату К. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на начисленную заработную плату.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Лесосибирская центральная городская больница" произвести перерасчет с 01 марта 2012 года заработной платы К. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера заработной платы в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Лесосибирская центральная городская больница" в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору г. Лесосибирска отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Лесосибирска обратился в суд с иском в интересах К. к МБУЗ "ЛЦГБ" о перерасчете заработной платы.
Требования мотивированы тем, что К. работает гардеробщицей детской поликлиники педиатрического отделения N 1 МБУЗ "ЛЦГБ", начисления по заработной плате на ставку с учетом районного коэффициента, надбавок за стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу, составляют 6105 рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 4611 рублей в месяц.
По смыслу статей 133, 315 - 317 ТК РФ организации, расположенные в районах Крайнего Севера, обязаны устанавливать заработную плату работникам с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Размер заработной платы не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации. Таким образом, заработная плата работников, осуществляющих работу в районах, приравненных к Крайнему Северу, - г. Лесосибирске, с 01 июня 2011 г. должна быть не ниже 8299,8 рублей в месяц при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда. Вместе с тем, заработная плата К. установлена ниже минимального размера оплаты труда в РФ.
На основании изложенного, просил обязать МБУЗ "ЛЦГБ" установить заработную плату истице не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на начисленную заработную плату; обязать МБУЗ "ЛЦГБ" произвести перерасчет с 01 февраля 2012 г. путем начисления заработной платы не менее минимального размера заработной платы в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрации г. Лесосибирска К.И. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и в удовлетворении предъявленных требований отказать.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Неисполнение участниками процесса процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяет сделать вывод об отсутствии таковых, что в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав прокурора Дозорцеву Е.Г., находящую решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
Из системного толкования положений ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. ст. 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в указанных районах должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, размер заработной платы истицы, проживающей в г. Лесосибирске, который согласно Постановлению Совмина СССР от 03.01.1983 г. N 12 отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, с учетом начисленного районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, должен составлять не менее 8299 руб. 80 коп., при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, с 01.06.1994 г. истица была принята на работу в детскую поликлинику N 1 МБУЗ "ЛЦГБ" гардеробщицей.
12 января 2011 г. между сторонами был заключен трудовой договор.
12 октября 2011 г. между сторонами было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому были внесены изменения в п. 4.1.1 трудового договора и установлено, что заработная плата истца за полностью отработанный месяц состоит из должностного оклада 1592 рубля, районного коэффициента - 30%, северной надбавки - 50%, доплата за непрерывный медицинский стаж 30%.
Общее начисление ежемесячной заработной платы истца по основной должности в 2012 г. составило: в феврале - 6105 руб., в марте - 7259 руб. 34 коп., в апреле 6105 руб., в мае, с учетом отпускных - 19221 руб. 01 коп., то есть меньше, чем установлено действующим законодательством.
Удовлетворяя исковые требования о возложении на работодателя обязанности установить заработную плату истцу не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда и о взыскании недополученной заработной платы с 01 марта 2012 г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой в соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
Руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, учитывая установленные по делу обстоятельства и принимая во внимание, что начисленная заработная плата истца за полностью отработанный месяц составляла менее установленной правилами главы 50 ТК РФ суммы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований о взыскании недоначисленной заработной платы с марта 2012 года.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора г. Лесосибирска в интересах К. в части взыскания заработной платы с 01 февраля 2012 г., суд первой инстанции обоснованно, по ходатайству ответчика, применил последствия пропуска истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
При этом суд правильно исходил из того, что о размере своей заработной платы и ее составных частях К. было известно из расчетных листов, получаемых в начале следующего за отработанным периодом месяца, прокурор обратился в суд с исковым заявлением в ее интересах 25.07.2012 г. (л.д. 2), то есть спустя более трех месяцев с момента, когда она узнала о нарушении своего права.
Ни прокурором, ни материальным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска установленного законом срока для обращения в суд по требованиям о взыскании заработной платы за период с 01 по 29 февраля 2012 г.
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации г. Лесосибирска о неправильном применении судом положений ст. ст. 129, 133, 133.1 ТК РФ, допускающих установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты при условии, что заработная плата работника, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда либо размера минимальной заработной платы, установленного в субъекте Российской Федерации (в данном случае Региональным соглашением N 84 о минимальной заработной плате в Красноярском крае), также не могут быть приняты во внимание.
Так, изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
При этом нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной, по сравнению со всеми остальными категориями работников, оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ, что не было учтено работодателем при начислении заработной платы истцу.
Ссылки третьего лица на письма Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Красноярского края, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные письма не носят характер нормативно-правовых актов и не могут являться обоснованием судебного решения.
Довод апелляционной жалобы третьего лица о том, что ответчик является муниципальным учреждением, которое при установлении размера оплаты труда работникам обязано руководствоваться соответствующими правовыми актами муниципального и федерального уровня и не вправе самостоятельно устанавливать систему оплаты труда, судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 10 ст. 5 ТК РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы права, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области регулирования трудовых отношений должны соответствовать нормам ТК РФ, законам субъекта РФ. В случае если нормативно-правовой акт органа местного самоуправления не соответствует требованиям ТК РФ, такой акт не подлежит применению, а применяются нормы нормативно-правового акта большей юридической силы, в данном случае ТК РФ.
Положения статей 315, 316, 317 ТК РФ предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной платы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее минимального размера оплаты труда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, проверялись судом и обоснованно не приняты им во внимание.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда и не могут явиться основанием для отмены решения. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам в решении дана надлежащая оценка. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 13 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Лесосибирска К.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.С.ПЛАТОВ
Судьи
Н.В.БЕЛЯКОВА
Т.В.ТУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10854
Разделы:Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 декабря 2012 г. по делу N 33-10854
Судья: Спирина М.Н.
Б-10
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.,
судей Беляковой Н.В., Туровой Т.В.,
с участием прокурора Дозорцевой Е.Г.,
при секретаре Л.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску прокурора города Лесосибирска в интересах К. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Лесосибирская центральная городская больница" о перерасчете заработной платы, возложении обязанности установить размер заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Лесосибирска - К.И.
на решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 13 сентября 2012 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора г. Лесосибирска в интересах К. удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Лесосибирская центральная городская больница" установить заработную плату К. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на начисленную заработную плату.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Лесосибирская центральная городская больница" произвести перерасчет с 01 марта 2012 года заработной платы К. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера заработной платы в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Лесосибирская центральная городская больница" в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору г. Лесосибирска отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Лесосибирска обратился в суд с иском в интересах К. к МБУЗ "ЛЦГБ" о перерасчете заработной платы.
Требования мотивированы тем, что К. работает гардеробщицей детской поликлиники педиатрического отделения N 1 МБУЗ "ЛЦГБ", начисления по заработной плате на ставку с учетом районного коэффициента, надбавок за стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу, составляют 6105 рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 4611 рублей в месяц.
По смыслу статей 133, 315 - 317 ТК РФ организации, расположенные в районах Крайнего Севера, обязаны устанавливать заработную плату работникам с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Размер заработной платы не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации. Таким образом, заработная плата работников, осуществляющих работу в районах, приравненных к Крайнему Северу, - г. Лесосибирске, с 01 июня 2011 г. должна быть не ниже 8299,8 рублей в месяц при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда. Вместе с тем, заработная плата К. установлена ниже минимального размера оплаты труда в РФ.
На основании изложенного, просил обязать МБУЗ "ЛЦГБ" установить заработную плату истице не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на начисленную заработную плату; обязать МБУЗ "ЛЦГБ" произвести перерасчет с 01 февраля 2012 г. путем начисления заработной платы не менее минимального размера заработной платы в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрации г. Лесосибирска К.И. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и в удовлетворении предъявленных требований отказать.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Неисполнение участниками процесса процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяет сделать вывод об отсутствии таковых, что в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав прокурора Дозорцеву Е.Г., находящую решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
Из системного толкования положений ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. ст. 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в указанных районах должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, размер заработной платы истицы, проживающей в г. Лесосибирске, который согласно Постановлению Совмина СССР от 03.01.1983 г. N 12 отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, с учетом начисленного районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, должен составлять не менее 8299 руб. 80 коп., при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, с 01.06.1994 г. истица была принята на работу в детскую поликлинику N 1 МБУЗ "ЛЦГБ" гардеробщицей.
12 января 2011 г. между сторонами был заключен трудовой договор.
12 октября 2011 г. между сторонами было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому были внесены изменения в п. 4.1.1 трудового договора и установлено, что заработная плата истца за полностью отработанный месяц состоит из должностного оклада 1592 рубля, районного коэффициента - 30%, северной надбавки - 50%, доплата за непрерывный медицинский стаж 30%.
Общее начисление ежемесячной заработной платы истца по основной должности в 2012 г. составило: в феврале - 6105 руб., в марте - 7259 руб. 34 коп., в апреле 6105 руб., в мае, с учетом отпускных - 19221 руб. 01 коп., то есть меньше, чем установлено действующим законодательством.
Удовлетворяя исковые требования о возложении на работодателя обязанности установить заработную плату истцу не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда и о взыскании недополученной заработной платы с 01 марта 2012 г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой в соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
Руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, учитывая установленные по делу обстоятельства и принимая во внимание, что начисленная заработная плата истца за полностью отработанный месяц составляла менее установленной правилами главы 50 ТК РФ суммы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований о взыскании недоначисленной заработной платы с марта 2012 года.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора г. Лесосибирска в интересах К. в части взыскания заработной платы с 01 февраля 2012 г., суд первой инстанции обоснованно, по ходатайству ответчика, применил последствия пропуска истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
При этом суд правильно исходил из того, что о размере своей заработной платы и ее составных частях К. было известно из расчетных листов, получаемых в начале следующего за отработанным периодом месяца, прокурор обратился в суд с исковым заявлением в ее интересах 25.07.2012 г. (л.д. 2), то есть спустя более трех месяцев с момента, когда она узнала о нарушении своего права.
Ни прокурором, ни материальным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска установленного законом срока для обращения в суд по требованиям о взыскании заработной платы за период с 01 по 29 февраля 2012 г.
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации г. Лесосибирска о неправильном применении судом положений ст. ст. 129, 133, 133.1 ТК РФ, допускающих установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты при условии, что заработная плата работника, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда либо размера минимальной заработной платы, установленного в субъекте Российской Федерации (в данном случае Региональным соглашением N 84 о минимальной заработной плате в Красноярском крае), также не могут быть приняты во внимание.
Так, изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
При этом нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной, по сравнению со всеми остальными категориями работников, оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ, что не было учтено работодателем при начислении заработной платы истцу.
Ссылки третьего лица на письма Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Красноярского края, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные письма не носят характер нормативно-правовых актов и не могут являться обоснованием судебного решения.
Довод апелляционной жалобы третьего лица о том, что ответчик является муниципальным учреждением, которое при установлении размера оплаты труда работникам обязано руководствоваться соответствующими правовыми актами муниципального и федерального уровня и не вправе самостоятельно устанавливать систему оплаты труда, судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 10 ст. 5 ТК РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы права, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области регулирования трудовых отношений должны соответствовать нормам ТК РФ, законам субъекта РФ. В случае если нормативно-правовой акт органа местного самоуправления не соответствует требованиям ТК РФ, такой акт не подлежит применению, а применяются нормы нормативно-правового акта большей юридической силы, в данном случае ТК РФ.
Положения статей 315, 316, 317 ТК РФ предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной платы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее минимального размера оплаты труда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, проверялись судом и обоснованно не приняты им во внимание.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда и не могут явиться основанием для отмены решения. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам в решении дана надлежащая оценка. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 13 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Лесосибирска К.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.С.ПЛАТОВ
Судьи
Н.В.БЕЛЯКОВА
Т.В.ТУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)