Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2549/2013

Разделы:
Индивидуальные трудовые споры; Трудовые споры. Социальное партнерство. Профсоюзы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2013 г. по делу N 33-2549/2013


Судья: Бугаец А.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего Петерс И.А.,
судей Чингири Т.П., Федотовой Е.В.,
при секретаре Р.,
с участием прокурора Губаревой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш. к Совету депутатов муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области о признании распоряжения председателя Совета депутатов муниципального образования Абдулинский район N 01-10/29 от 20 декабря 2012 года "О дисциплинарном взыскании Ш." незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Ш. на решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 12 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Петерс И.А., объяснения Ш., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего решение суда отменить, представителя Совета депутатов муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области Г. и специалиста отдела Совета депутатов муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области С., считавших решение законным и обоснованным, заключение прокурора Оренбургской областной прокуратуры Губаревой О.А., считавшей, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований истца, судебная коллегия

установила:

Ш. обратился в суд с названным выше иском, указывая, что с 18 сентября 2010 года он занимает должность председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области.
Распоряжением председателя Совета депутатов муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области N 01-10/29 от 20 декабря 2012 года он уволен по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
Истец полагает, что распоряжение о наложении на него дисциплинарного взыскания подписано неправомочным лицом, решение о его увольнении мог принять только Совет депутатов, нарушена ст. 193 ТК РФ, так как он не был ознакомлен с распоряжением о его увольнении под роспись в день увольнения. У работодателя и работника отсутствуют правил внутреннего трудового распорядка. Считает, что не совершал каких-либо действий, которые могли послужить законным основанием к наложению на него дисциплинарного взыскания в виде увольнения.
Просил суд признать распоряжение председателя Совета депутатов МО Абдулинский район Б. N 01-10/29 от 20 декабря 2013 года "О дисциплинарном взыскании Ш." незаконным, восстановить на работе в должности председателя контрольно-счетной палаты МО Абдулинский район, взыскать с ответчик в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере ***** рублей.
Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 12 февраля 2013 года в удовлетворении исковых требований Ш. отказано.
В апелляционной жалобе Ш. просит отменить указанное решение районного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования Абдулинский район N 01-29/334 от 17 сентября 2010 года Ш. утвержден на должность председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области.
18 октября 2010 года между Советом депутатов муниципального образования Абдулинский район в лице его председателя Б. и муниципальным служащим Ш. заключен трудовой договор сроком на 5 лет.
Распоряжением председателя Совета депутатов муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области Б. N 01-10/29 от 20 декабря 2012 года на Ш. наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
Основанием увольнения послужило то, что Ш., несмотря на имеющиеся у него дисциплинарные взыскания, вновь допустил неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, а именно отсутствовал на рабочем месте 5, 12, 15, 16, 17 октября и 23 ноября 2012 года. Кроме того, без согласования с работодателем Ш. издал приказ N 10 от 26.11.2012 года, на основании которого предоставил себе отпуск без сохранения заработной платы для участия в конкурсе на замещение вакантной должности главы районной администрации с 27.11.2012 года по 14.12.2012 года.
Отказывая в удовлетворений требований Ш., суд пришел к выводу о том, что его увольнение было законным, поскольку имея дисциплинарные взыскания (пять замечаний), он вновь допустил неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин. Так, 5, 12, 15, 16, 17 октября и 23 ноября 2012 года он отсутствовал на рабочем месте, а 26 ноября 2012 года ушел в отпуск без сохранения заработной платы, не согласовав его с работодателем. При этом суд первой инстанции исходил из того, что Б. как председатель Совета депутатов МО Абдулинский район является работодателем Ш. и в силу п. 12.1.3 трудового договора с последним может расторгнуть его досрочно по основаниям, предусмотренным ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Между тем, суд не учел, что статья 8 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", предоставляет гарантии статуса должностных лиц контрольно-счетных органов, в том числе при их досрочном увольнении.
Так, в силу п. п. 1, 5 ст. 8 названного выше Федерального закона должностное лицо контрольно-счетного органа, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность, досрочно освобождается от должности на основании решения законодательного (представительного) органа в случае:
- 1) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении его;
- 2) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда;
- 3) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
- 4) подачи письменного заявления об отставке;
- 5) нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении такого должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа;
- 6) достижения установленного законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с федеральным законом предельного возраста пребывания в должности;
- 7) выявления обстоятельств, предусмотренных частями 4 - 6 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Пунктом 16.2 Положения о контрольно-счетной палате муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов от 14.05.2010 года N 01-29/293, предусмотрено, что председатель контрольно-счетной палаты может быть досрочно освобожден от должности решением районного Совета депутатов в случаях:
- а) нарушения им действующего законодательства или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует не менее двух третей от установленного числа депутатов районного Совета депутатов;
- б) личного заявления об отставке;
- в) признания его недееспособным вступившим в законную силу решением суда;
- г) достижения им возраста 65 лет.
Поскольку в силу п. п. 1, 5 ст. 8 названного выше Федерального закона Ш. являлся председателем контрольно-счетного органа и, следовательно, являлся должностным лицом контрольно-счетных органов, досрочное его освобождение от должности, в том числе и при нарушении трудового законодательства, могло * иметь место только на основании решения законодательного(представительного) органа. Однако такого решения суду представлено не было, и как пояснили суду апелляционной инстанции представители ответчика, оно не принималось.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Ш.
Согласно ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, который одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
По правилам ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Поскольку, как установлено судом апелляционной инстанции, распоряжение председателя Совета депутатов муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области Б. N 01-10/29 от 20 декабря 2012 года об увольнении Ш. было издано с нарушением требований закона, без учета гарантий статуса должностных лиц контрольно-счетных органов, увольнение истца является незаконным, в связи с чем он подлежит восстановлению на работе в прежней должности - председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области с выплатой ему среднего заработка за время вынужденного прогула.
Согласно представленной ответчиком в суд апелляционной инстанции справке от 08.05.2013 года, за период с декабря 2011 года по ноябрь 2012 года Ш. было начислено в счет заработной платы ***** руб. Кроме того, вступившим в законную силу решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 14.06.2012 года Ш. был восстановлен в должности председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области с 20 апреля 2012 года, и в его пользу с Совета депутатов муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области была взыскана заработная плата за время вынужденного прогула за период с 20 апреля по 14 июня 2012 года в сумме ***** руб.
Таким образом, за 12 месяцев, предшествующих увольнению, истцу было начислено работодателем ***** рублей (***** руб. + ***** руб.). Соответственно, среднемесячный заработок Ш. составил ***** рублей (***** руб. / 12 месяцев).
Период вынужденного прогула истца в связи с его незаконным увольнением является время с 21 декабря 2012 года по 16 мая 2013 года.
За 4 полных месяца (с января по апрель 2013 года) ответчик должен выплатить истцу заработную плату в размере ***** рублей (***** руб. x 4 месяца).
В декабре 2012 года количество рабочих дней - 21 (из них Ш. вынужденно не работал 6 дней), следовательно, за этот период истцу должна быть выплачена заработная плата в сумме ***** рублей (***** руб. / 21 день x 6 дней).
В мае 2013 года количество рабочих дней - 18 (из них Ш. вынужденно не работал 7 дней), следовательно, за этот период истцу должна быть выплачена заработная плата в сумме ***** рублей (***** руб. / 18 день x 7 дней).
Всего сумма заработной платы за время вынужденного прогула, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца за период с 21 декабря 2012 года по 16 мая 2013 года составит ***** рубля ***** копеек (***** руб. + ***** руб. + ***** руб.).
Статья 394 ТК РФ предусматривает, что в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что ответчик допустил нарушение трудовых прав истца, уволив его с нарушением установленных законом требований, судебная коллегия с учетом характера и объема причиненных Ш. нравственных страданий, степени вины ответчика, принимая во внимание требования разумности и справедливости, приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в сумме ***** рублей.
Согласно ч. 3 ст. 98 ГПК РФ, в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что на основании п. 1 ст. 333.36 НК РФ и ст. 393 ТК РФ истец освобожден от уплаты судебных расходов при обращении в суд с иском о восстановлении его трудовых прав, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика в доход государства в соответствии со ст. 333.19 НК РФ государственной пошлины в размере ***** рублей ***** копеек (***** руб. - по требованиям имущественного характера, ***** рублей - по требованиям неимущественного характера).
Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 12 февраля 2013 года отменить, апелляционную жалобу Ш. - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Ш. удовлетворить.
Признать распоряжение председателя Совета депутатов МО Абдулинский район Б. N 01-10/29 от 20 декабря 2013 года "О дисциплинарном взыскании Ш." незаконным.
Восстановить Ш. на работе в должности председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области с 21 декабря 2012 года.
Взыскать с Совета депутатов муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области в пользу Ш. среднемесячную заработную плату за время вынужденного прогула за период с 21 декабря 2012 года по 16 мая 2013 года в размере ***** рубля ***** копеек, компенсацию морального вреда в размере ***** рублей, а всего ***** (*****) рубля ***** копеек.
Взыскать с Совета депутатов муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области государственную пошлину в доход государства в размере ***** (*****) рублей ***** копеек.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)