Судебные решения, арбитраж
Заключение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Пьянков Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Валуевой Л.Б. и судей Ворониной Е.И., Хасановой В.С. при секретаре Т.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 19 ноября 2012 г. дело по апелляционному представлению прокурора Чердынского района, апелляционной жалобе Думы Ныробского городского поселения Чердынского района Пермского края на решение Чердынского районного суда Пермского края от 14 августа 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Чердынского района в интересах неопределенного круга лиц к Думе Ныробского городского поселения удовлетворить.
Признать недействительным решение Думы МО "Ныробское городское поселение" от 25.04.2012 г. N <...> "О назначении временно исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования "Ныробское городское поселение".
Обязать главу МО "Ныробское городское поселение" привести трудовой договор от 25.04.2012 г. о назначении М. на должность временно исполняющего обязанности главы администрации Ныробского городского поселения в соответствие с действующим законодательством в части срока окончания действия трудового договора.
В удовлетворении исковых требований о возложении на главу Ныробского городского поселения обязанности устранить нарушения федерального законодательства путем расторжения трудового договора с М. в течение десяти дней после вступления решения в законную силу отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., представителя ответчика Д., М., судебная коллегия
установила:
Прокурор Чердынского района обратился в суд с требованием о признании незаконным решения Думы Ныробского городского поселения от 25.04.2012 г. N <...> "О назначении временно исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования "Ныробское городское поселение".
Решение Думы Ныробского городского поселения от 25.04.2012 г. N <...> является незаконным и подлежит признанию недействительным по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
В структуре администрации МО "Ныробское городское поселение", утвержденной решением Думы Ныробского городского поселения от 16.04.2008 N <...>, должность исполняющего обязанности главы администрации Ныробского городского поселения не предусмотрена.
Главой администрации Ныробского городского поселения Т. в ноябре 2011 года были досрочно прекращены полномочия (отставка по собственному желанию). Срок полномочий представительного органа муниципального образования "Ныробское городское поселение истекает 13.10.2013 года.
На момент принятия Думой Ныробского городского поселения решения от 27.01.2012 N <...> оставшийся срок полномочий представительного органа муниципального образования "Ныробское городское поселение" составляет менее двух лет (Ответ на требование N <...> от 05.02.2012 г.).
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Устава Ныробского городского поселения глава администрации поселения назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
При назначении М. на должность временно исполняющего обязанности главы администрации Ныробского городского поселения, в нарушение норм вышеуказанного законодательства, конкурс проведен не был, контракт с ним не заключался Пунктом 6 ч. 10 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ на главу администрации налагаются ограничения по исполнению обязанностей в связи с вступлением в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.
Приговором Чердынского районного суда от 10.02.2009 года М. признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа.
В нарушение норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ на момент принятия решения Думы Ныробского городского поселения от 25.04.2012 года N <...> уголовное наказание М. не отбыто, судимость не погашена, не снята (Сведения ОФССП по Чердынскому району N <...> от 08.11.2011 г.).
В соответствии с ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм.
Решением Думы Ныробского городского поселения от 25.04.2012 года N <...> назначенный на высшую муниципальную должность М. является <...> и /должность/ коммерческой организации - ООО <...> (Выписка из ЕГРЮЛ N <...> от 05.03.2012 г.).
Решение Думы Ныробского городского поселения от 25.04.2012 года N <...>, изданное в нарушение федерального законодательства, в том числе и законодательства о противодействии коррупции, дискредитирует и подрывает авторитет государства в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан.
В связи с изложенными обстоятельствами просит решение Думы Ныробского городского поселения о назначении М. временно исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования "Ныробское городское поселение", признать незаконным.
Обязать Думу Ныробского городского поселения отменить оспариваемое решение в течение 5 дней после вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора Кузнецовой С.Н., поддержавшей апелляционное представление и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснения главы Ныробского городского поселения Д. и М., поддержавших апелляционную жалобу и возражавших против удовлетворения апелляционного представления, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ (в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что главой администрации Ныробского городского поселения Т. в ноябре 2011 года были досрочно прекращены полномочия (отставка по собственному желанию). 18 ноября 2011 года исполнение обязанностей главы администрации Ныробского городского поселения возложено на заместителя главы администрации В. 26 января 2012 года от В. поступило письменное заявление об отказе исполнять обязанности главы администрации Ныробского городского поселения. 25.04.2012 года Думой муниципального образования "Ныробское городское поселение" принято решение N <...> о назначении временно исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования М. согласно личного заявления. Заключен трудовой договор с М. с 01.02.2012 года по 13.10.2013 года. Пунктом 4 данное решение распространено на правоотношения с 01.02.2012 года.
Как усматривается из выводов суда, которые изложены в мотивировочной части решения, суд, принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора в части признания недействительным решения Думы МО "Ныробское городское поселение" от 25.04.2012 г. N <...> исходил из того, что в соответствии с п. 2 ст. 37 ФЗ N 131-ФЗ законом гарантирован минимальный срок полномочий главы администрации, который не зависит от срока полномочий представительного органа, если он менее двух лет, суд пришел к выводу, что вне зависимости от окончания срока полномочий Думы Ныробского городского поселения 13.10.2013 года, контракт с главой администрации назначаемым по результатам конкурса должен быть заключен на срок два года. Установленное судом нарушение порядка назначения на должность в виде обязательного конкурса, суд правильно посчитал самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения недействительным. Вместе с тем, анализируя резолютивную часть судебного решения, так как она изложена, судебная коллегия полагает, что суд, отказывая в удовлетворении исковых требований о расторжении трудового договора, пришел к выводу о том, что срок окончания трудового договора заключенного с М. должен быть приведен в соответствие с действующим законодательством в части окончания действия трудового договора, очевидно, имея в виду, заключение его на срок два года.
Между тем, выводы суда в резолютивной части об удовлетворении исковых требований прокурора являются взаимоисключающими выводам суда в части возложения на главу муниципального образования обязанностей по приведению срока трудового договора в соответствие с действующим законодательством, что фактически делает решение суда неисполнимым и противоречит смыслу исковых требований, с которыми обращался прокурор.
Кроме того, выводы суда, приведенные выше, по существу основаны на неправильном применении и толковании законодательства о местном самоуправлении и муниципальной службе.
В соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Пермском крае, утвержденном Законом Пермского края от 01.07.2009 года N 465-ПК должность главы администрации муниципального образования относится к высшей должности муниципальной службы.
Контракт с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации, заключаемый по результатам конкурса не является по своей правовой природе исключительно трудовым договором, предусмотренным ст. 56 Трудового кодекса РФ. Исходя из положений ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в первую очередь к нему предъявляются требования публично-правового характера.
Условия контракта для главы местной администрации поселения в соответствии с п. 3 указанной статьи утверждаются представительным органом поселения. Пунктами 9 и 10 введены ограничения для претендентов на замещение должности главы администрации и основания досрочного прекращения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. Контракт с главой местной администрации муниципального района, представительный орган которого формируется в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
В соответствии со ст. 36 Устава глава администрации поселения назначается сроком на три года.
Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.
Частью 6 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В соответствии со ст. 39 Устава муниципального образования предусмотрено, что "в случае временного отсутствия главы администрации поселения, а так же в случае досрочного прекращения его полномочий по основаниям, указанным в пунктах 1-10 ст. 38 настоящего Устава, полномочия главы администрации поселения исполняет заместитель главы администрации. При невозможности определить надлежащее лицо по исполнению обязанностей главы администрации вопрос о временном исполнении обязанностей главы администрации поселения решается Думой".
Из анализа приведенных правовых норм следует, что глава администрации муниципального образования является обязательным и ключевым элементом в структуре органов местного самоуправления, обладает особым статусом, обусловленным комплексным и приоритетным характером по отношению к другим должностным лицам. Глава администрации муниципального образования назначается на должность по контракту, который заключается с ним по результатам конкурса сроком на три года. (ст. 36 Устава). Глава наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Содержащиеся в Уставе Ныробского городского поселения положения предусматривающие возможность решения вопроса о назначении исполняющего обязанности главы местной администрации не могут толковаться расширительно, в противоречие с императивными нормами федерального законодательства. Учитывая особый статус главы администрации муниципального образования, вопрос о временном исполнении обязанности главы администрации при наличии действующего заместителя главы администрации, не мог быть решен путем назначения на указанную должность лица на основании заключения с ним трудового договора. Временное исполнение обязанностей главы администрации применительно к рассматриваемой ситуации представляет собой временной промежуток между объявлением конкурса и назначением на должность главы по результатам конкурса. То обстоятельство, что Дума Ныробского городского поселения конкурс на замещение должности главы администрации в установленном законом порядке не назначала, подтверждается материалами дела, в целом и не оспаривается стороной ответчика. Доводы апелляционной жалобы Думы Муниципального образования в данной части с приложением протокола заседания Думы от 27.01.2012 года и заявлениями кандидатов на должность исполняющего обязанности главы администрации датированных ноябрем - декабрем 2011 года правового значения не имеют, поскольку решение Думы N <...> от 27.01.2012 года, принятое по результатам рассмотрения заявлений отменено оспариваемым решением Думы.
Кроме того, по смыслу закона, конкурс объявляется на замещение должности главы администрации, а не временного исполнения такой должности, что противоречит положениям как Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О муниципальной службе", так и Устава муниципального образования. По результатам конкурса глава администрации в силу закона и Устава назначается на должность по контракту, заключение трудового договора применительно к высшей муниципальной должности исключается. В настоящем случае имело место досрочное прекращение полномочий главы, что свидетельствует об освободившейся должности главы администрации, а не о временном отсутствии замещающего эту должность лица. Фактически М. был назначен на должность главы администрации, минуя процедуру назначена на должность, установленную законом и Уставом муниципального образования, а также в нарушение требований закона и Устава с ним заключен трудовой договор.
Оставление в силе трудового договора с М. в такой ситуации, фактически будет означать подтверждение правомерности занятия им должности главы администрации Ныробского городского поселения, несмотря как на наличие ограничений, предусмотренных федеральным законом, и нарушение предписанного им порядка назначения главы администрации.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора о расторжении трудового договора с М., суд посчитал данные требования необоснованными, при этом фактически исходил из возможности заключения трудового договора на временное исполнение должности главы администрации, однако, заключенный с М. трудовой договор суд признал незаконным в части срока.
С учетом вышеизложенного, указанные выводы суда являются неправильными, противоречат требованиям законодательства, регулирующего данные правоотношения. При таких обстоятельствах решение суда в части изменения срока окончания действия трудового договора с М. и отказа в удовлетворении исковых требований о расторжении трудового договора с М. подлежит отмене.
Следует отметить, что признание недействительным решения Думы
муниципального образования, на основании которого и был заключен данный трудовой договор, безусловно влечет за собой и расторжение такого договора, поскольку отсутствует правовая основа для заключения и существования данного трудового договора.
Поскольку оспариваемое решение Думы муниципального образования признано недействительным и расторгнут трудовой договор с М. по изложенным выше основаниям, судебная коллегия не считает возможным давать юридическую оценку доводам прокурора относительно ограничений, предусмотренных законом для занятия высшей муниципальной должности - главы местной администрации, на которые приведена ссылка в исковом заявлении и апелляционном представлении.
При таких обстоятельствах, отменяя решение суда первой инстанции в полном объеме, и принимая по делу новое решение в рамках полномочий, предусмотренных п. 2 ст. 328 ГПК РФ и с учетом объема заявленных исковых требований, судебная коллегия в соответствии со ст. 204 ГПК РФ считает возможным удовлетворить заявленные прокурором требования в части срока исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чердынского районного суда Пермского края от 14 августа 2012 года отменить. Принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора Чердынского района в интересах неопределенного круга лиц. Признать недействительным решение Думы МО "Ныробское городское поселение" от 25.04.2012 г. N <...> "О назначении временно исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования "Ныробское городское поселение". Обязать главу Ныробского городского поселения устранить нарушения федерального законодательства путем расторжения трудового договора с М. в течение 10 дней со дня вынесения апелляционного определения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10046
Разделы:Заключение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2012 г. по делу N 33-10046
Судья Пьянков Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Валуевой Л.Б. и судей Ворониной Е.И., Хасановой В.С. при секретаре Т.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 19 ноября 2012 г. дело по апелляционному представлению прокурора Чердынского района, апелляционной жалобе Думы Ныробского городского поселения Чердынского района Пермского края на решение Чердынского районного суда Пермского края от 14 августа 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Чердынского района в интересах неопределенного круга лиц к Думе Ныробского городского поселения удовлетворить.
Признать недействительным решение Думы МО "Ныробское городское поселение" от 25.04.2012 г. N <...> "О назначении временно исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования "Ныробское городское поселение".
Обязать главу МО "Ныробское городское поселение" привести трудовой договор от 25.04.2012 г. о назначении М. на должность временно исполняющего обязанности главы администрации Ныробского городского поселения в соответствие с действующим законодательством в части срока окончания действия трудового договора.
В удовлетворении исковых требований о возложении на главу Ныробского городского поселения обязанности устранить нарушения федерального законодательства путем расторжения трудового договора с М. в течение десяти дней после вступления решения в законную силу отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., представителя ответчика Д., М., судебная коллегия
установила:
Прокурор Чердынского района обратился в суд с требованием о признании незаконным решения Думы Ныробского городского поселения от 25.04.2012 г. N <...> "О назначении временно исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования "Ныробское городское поселение".
Решение Думы Ныробского городского поселения от 25.04.2012 г. N <...> является незаконным и подлежит признанию недействительным по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
В структуре администрации МО "Ныробское городское поселение", утвержденной решением Думы Ныробского городского поселения от 16.04.2008 N <...>, должность исполняющего обязанности главы администрации Ныробского городского поселения не предусмотрена.
Главой администрации Ныробского городского поселения Т. в ноябре 2011 года были досрочно прекращены полномочия (отставка по собственному желанию). Срок полномочий представительного органа муниципального образования "Ныробское городское поселение истекает 13.10.2013 года.
На момент принятия Думой Ныробского городского поселения решения от 27.01.2012 N <...> оставшийся срок полномочий представительного органа муниципального образования "Ныробское городское поселение" составляет менее двух лет (Ответ на требование N <...> от 05.02.2012 г.).
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Устава Ныробского городского поселения глава администрации поселения назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
При назначении М. на должность временно исполняющего обязанности главы администрации Ныробского городского поселения, в нарушение норм вышеуказанного законодательства, конкурс проведен не был, контракт с ним не заключался Пунктом 6 ч. 10 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ на главу администрации налагаются ограничения по исполнению обязанностей в связи с вступлением в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.
Приговором Чердынского районного суда от 10.02.2009 года М. признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа.
В нарушение норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ на момент принятия решения Думы Ныробского городского поселения от 25.04.2012 года N <...> уголовное наказание М. не отбыто, судимость не погашена, не снята (Сведения ОФССП по Чердынскому району N <...> от 08.11.2011 г.).
В соответствии с ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм.
Решением Думы Ныробского городского поселения от 25.04.2012 года N <...> назначенный на высшую муниципальную должность М. является <...> и /должность/ коммерческой организации - ООО <...> (Выписка из ЕГРЮЛ N <...> от 05.03.2012 г.).
Решение Думы Ныробского городского поселения от 25.04.2012 года N <...>, изданное в нарушение федерального законодательства, в том числе и законодательства о противодействии коррупции, дискредитирует и подрывает авторитет государства в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан.
В связи с изложенными обстоятельствами просит решение Думы Ныробского городского поселения о назначении М. временно исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования "Ныробское городское поселение", признать незаконным.
Обязать Думу Ныробского городского поселения отменить оспариваемое решение в течение 5 дней после вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора Кузнецовой С.Н., поддержавшей апелляционное представление и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснения главы Ныробского городского поселения Д. и М., поддержавших апелляционную жалобу и возражавших против удовлетворения апелляционного представления, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ (в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что главой администрации Ныробского городского поселения Т. в ноябре 2011 года были досрочно прекращены полномочия (отставка по собственному желанию). 18 ноября 2011 года исполнение обязанностей главы администрации Ныробского городского поселения возложено на заместителя главы администрации В. 26 января 2012 года от В. поступило письменное заявление об отказе исполнять обязанности главы администрации Ныробского городского поселения. 25.04.2012 года Думой муниципального образования "Ныробское городское поселение" принято решение N <...> о назначении временно исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования М. согласно личного заявления. Заключен трудовой договор с М. с 01.02.2012 года по 13.10.2013 года. Пунктом 4 данное решение распространено на правоотношения с 01.02.2012 года.
Как усматривается из выводов суда, которые изложены в мотивировочной части решения, суд, принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора в части признания недействительным решения Думы МО "Ныробское городское поселение" от 25.04.2012 г. N <...> исходил из того, что в соответствии с п. 2 ст. 37 ФЗ N 131-ФЗ законом гарантирован минимальный срок полномочий главы администрации, который не зависит от срока полномочий представительного органа, если он менее двух лет, суд пришел к выводу, что вне зависимости от окончания срока полномочий Думы Ныробского городского поселения 13.10.2013 года, контракт с главой администрации назначаемым по результатам конкурса должен быть заключен на срок два года. Установленное судом нарушение порядка назначения на должность в виде обязательного конкурса, суд правильно посчитал самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения недействительным. Вместе с тем, анализируя резолютивную часть судебного решения, так как она изложена, судебная коллегия полагает, что суд, отказывая в удовлетворении исковых требований о расторжении трудового договора, пришел к выводу о том, что срок окончания трудового договора заключенного с М. должен быть приведен в соответствие с действующим законодательством в части окончания действия трудового договора, очевидно, имея в виду, заключение его на срок два года.
Между тем, выводы суда в резолютивной части об удовлетворении исковых требований прокурора являются взаимоисключающими выводам суда в части возложения на главу муниципального образования обязанностей по приведению срока трудового договора в соответствие с действующим законодательством, что фактически делает решение суда неисполнимым и противоречит смыслу исковых требований, с которыми обращался прокурор.
Кроме того, выводы суда, приведенные выше, по существу основаны на неправильном применении и толковании законодательства о местном самоуправлении и муниципальной службе.
В соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Пермском крае, утвержденном Законом Пермского края от 01.07.2009 года N 465-ПК должность главы администрации муниципального образования относится к высшей должности муниципальной службы.
Контракт с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации, заключаемый по результатам конкурса не является по своей правовой природе исключительно трудовым договором, предусмотренным ст. 56 Трудового кодекса РФ. Исходя из положений ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в первую очередь к нему предъявляются требования публично-правового характера.
Условия контракта для главы местной администрации поселения в соответствии с п. 3 указанной статьи утверждаются представительным органом поселения. Пунктами 9 и 10 введены ограничения для претендентов на замещение должности главы администрации и основания досрочного прекращения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. Контракт с главой местной администрации муниципального района, представительный орган которого формируется в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
В соответствии со ст. 36 Устава глава администрации поселения назначается сроком на три года.
Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.
Частью 6 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В соответствии со ст. 39 Устава муниципального образования предусмотрено, что "в случае временного отсутствия главы администрации поселения, а так же в случае досрочного прекращения его полномочий по основаниям, указанным в пунктах 1-10 ст. 38 настоящего Устава, полномочия главы администрации поселения исполняет заместитель главы администрации. При невозможности определить надлежащее лицо по исполнению обязанностей главы администрации вопрос о временном исполнении обязанностей главы администрации поселения решается Думой".
Из анализа приведенных правовых норм следует, что глава администрации муниципального образования является обязательным и ключевым элементом в структуре органов местного самоуправления, обладает особым статусом, обусловленным комплексным и приоритетным характером по отношению к другим должностным лицам. Глава администрации муниципального образования назначается на должность по контракту, который заключается с ним по результатам конкурса сроком на три года. (ст. 36 Устава). Глава наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Содержащиеся в Уставе Ныробского городского поселения положения предусматривающие возможность решения вопроса о назначении исполняющего обязанности главы местной администрации не могут толковаться расширительно, в противоречие с императивными нормами федерального законодательства. Учитывая особый статус главы администрации муниципального образования, вопрос о временном исполнении обязанности главы администрации при наличии действующего заместителя главы администрации, не мог быть решен путем назначения на указанную должность лица на основании заключения с ним трудового договора. Временное исполнение обязанностей главы администрации применительно к рассматриваемой ситуации представляет собой временной промежуток между объявлением конкурса и назначением на должность главы по результатам конкурса. То обстоятельство, что Дума Ныробского городского поселения конкурс на замещение должности главы администрации в установленном законом порядке не назначала, подтверждается материалами дела, в целом и не оспаривается стороной ответчика. Доводы апелляционной жалобы Думы Муниципального образования в данной части с приложением протокола заседания Думы от 27.01.2012 года и заявлениями кандидатов на должность исполняющего обязанности главы администрации датированных ноябрем - декабрем 2011 года правового значения не имеют, поскольку решение Думы N <...> от 27.01.2012 года, принятое по результатам рассмотрения заявлений отменено оспариваемым решением Думы.
Кроме того, по смыслу закона, конкурс объявляется на замещение должности главы администрации, а не временного исполнения такой должности, что противоречит положениям как Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О муниципальной службе", так и Устава муниципального образования. По результатам конкурса глава администрации в силу закона и Устава назначается на должность по контракту, заключение трудового договора применительно к высшей муниципальной должности исключается. В настоящем случае имело место досрочное прекращение полномочий главы, что свидетельствует об освободившейся должности главы администрации, а не о временном отсутствии замещающего эту должность лица. Фактически М. был назначен на должность главы администрации, минуя процедуру назначена на должность, установленную законом и Уставом муниципального образования, а также в нарушение требований закона и Устава с ним заключен трудовой договор.
Оставление в силе трудового договора с М. в такой ситуации, фактически будет означать подтверждение правомерности занятия им должности главы администрации Ныробского городского поселения, несмотря как на наличие ограничений, предусмотренных федеральным законом, и нарушение предписанного им порядка назначения главы администрации.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора о расторжении трудового договора с М., суд посчитал данные требования необоснованными, при этом фактически исходил из возможности заключения трудового договора на временное исполнение должности главы администрации, однако, заключенный с М. трудовой договор суд признал незаконным в части срока.
С учетом вышеизложенного, указанные выводы суда являются неправильными, противоречат требованиям законодательства, регулирующего данные правоотношения. При таких обстоятельствах решение суда в части изменения срока окончания действия трудового договора с М. и отказа в удовлетворении исковых требований о расторжении трудового договора с М. подлежит отмене.
Следует отметить, что признание недействительным решения Думы
муниципального образования, на основании которого и был заключен данный трудовой договор, безусловно влечет за собой и расторжение такого договора, поскольку отсутствует правовая основа для заключения и существования данного трудового договора.
Поскольку оспариваемое решение Думы муниципального образования признано недействительным и расторгнут трудовой договор с М. по изложенным выше основаниям, судебная коллегия не считает возможным давать юридическую оценку доводам прокурора относительно ограничений, предусмотренных законом для занятия высшей муниципальной должности - главы местной администрации, на которые приведена ссылка в исковом заявлении и апелляционном представлении.
При таких обстоятельствах, отменяя решение суда первой инстанции в полном объеме, и принимая по делу новое решение в рамках полномочий, предусмотренных п. 2 ст. 328 ГПК РФ и с учетом объема заявленных исковых требований, судебная коллегия в соответствии со ст. 204 ГПК РФ считает возможным удовлетворить заявленные прокурором требования в части срока исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чердынского районного суда Пермского края от 14 августа 2012 года отменить. Принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора Чердынского района в интересах неопределенного круга лиц. Признать недействительным решение Думы МО "Ныробское городское поселение" от 25.04.2012 г. N <...> "О назначении временно исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования "Ныробское городское поселение". Обязать главу Ныробского городского поселения устранить нарушения федерального законодательства путем расторжения трудового договора с М. в течение 10 дней со дня вынесения апелляционного определения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)