Судебные решения, арбитраж
Изменение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гречман А.Ю.
судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Величко М.Б., Карелиной Е.Г.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Г.О. к Федеральному казенному учреждению "Лечебно-исправительное учреждение N 1" УФСИН России по Томской области об оспаривании приказа и взыскании компенсационной надбавки
по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение N 1" УФСИН России по Томской области на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 19 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Брагиной Л.А., судебная коллегия
установила:
Г.О. обратилась с суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Лечебно-исправительное учреждение N 1" УФСИН России по Томской области (далее по тексту - ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области), в котором просила признать незаконным приказ N 153-лс от 20.06.2012 об отмене выплаты компенсационного характера за работу в противотуберкулезной организации в размере 45% к должностному окладу; взыскать с ответчика в пользу Г.О. невыплаченную заработную плату (надбавку) за июль 2012 года в сумме /__/ руб., за август 2012 года - в сумме /__/ руб., за сентябрь 2012 года - в сумме /__/ руб. В обоснование заявленных требований указала, что она с 29.04.2003 работает в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в должности медицинской сестры процедурного кабинета в штате 2-го туберкулезного легочного отделения туберкулезной больницы. Трудовой договор от 29.04.2003 является бессрочным. Ее работа сопряжена с непосредственным оказанием медицинской помощи содержащимся в учреждении осужденным, больным открытой формой туберкулеза. На основании Приказа ФСИН России N 739 от 26.12.2007 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы" и в связи с тем, что она осуществляет непосредственную противотуберкулезную помощь, ответчик обязан выплачивать ей ежемесячную надбавку к должностному окладу в размере 45%. 20.04.2012 работодатель письменно уведомил ее о своем намерении изменить существенные условия труда в части оплаты труда и о том, что выплата компенсационного характера в размере 45% к должностному окладу отменяется с 21.06.2012, что и было сделано оспариваемым приказом N 153-лс от 20.06.2012. В июле 2012 г. данная надбавка ей выплачена не была. Считала указанный приказ незаконным, поскольку по специфике своей работы она непосредственно оказывает противотуберкулезную помощь осужденным в условиях опасности инфицирования, ее рабочее место аттестовано по факторам производственной среды и трудового процесса с классом 4 - экстремальный, работодатель сам установил ей к выплате данную надбавку. Просила удовлетворить заявленные исковые требования.
Дело рассмотрено в отсутствие Г.О., представитель которой Р. иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенном в исковом заявлении.
Представитель ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области Г.Ю. иск не признала, представив отзыв, согласно которому с 01.01.2008 в соответствии с Приказом ФСИН России от 26.12.2007 N 739 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы" всем медицинским работникам, осуществляющим непосредственную противотуберкулезную помощь, в наименовании должностей которых имелось словосочетание "медицинская сестра", была установлена ежемесячная надбавка к окладу по занимаемой штатной должности в размере 45%. 17.04.2012 в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области из УФСИН России по Томской области поступило указание N 72/ТО/36-2748 "Об оплате труда медицинского персонала", в котором разъяснялись положения Приказа ФСИН России от 26.12.2007 N 739. В данном письме указывалось на то, что в соответствии с письмом ФСИН России от 29.09.2011 N 16/2-529 выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу по таким должностям, как фельдшер, медицинская сестра палатная (постовая) и медицинская сестра процедурной, не входящих в утвержденный Приказом ФСИН России от 26.12.2007 N 739 Перечень должностей работников противотуберкулезных организаций, по которым выплачивается надбавка к должностному окладу, тарифной ставке (окладу), является неправомерной. На основании указания УФСИН России по Томской области от 17.04.2012 N 72/ТО/36-2748 и Письма ФСИН России от 29.09.2011 N 16/2-529 20.04.2012 медицинским сестрам палатным (постовым), медицинским сестрам процедурных туберкулезных легочных отделений туберкулезной больницы и медицинской сестре процедурной медицинской части Учреждения были выданы уведомления об изменении размера оплаты труда. Медицинские работники учреждения уведомлены об изменениях размера оплаты труда за два месяца до прекращения выплаты компенсационного характера в размере 45% к должностному окладу за работу в противотуберкулезных организациях и осуществление непосредственной противотуберкулезной помощи. 14.06.2012 Г.О. сообщила в письменной форме о своем согласии заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, касающегося изменения оплаты труда. 20.06.2012 издан приказ N 153-лс "Об отмене выплаты компенсационного характера медицинским работникам учреждения".
Представитель третьего лица УФСИН России по Томской области Б. указала, что выплата надбавки, предусмотренная Приказом ФСИН России N 739 от 26.12.2007, к должностному окладу за работу в противотуберкулезных организациях в размере 45% по должности "процедурная медицинская сестра" не предусмотрена.
Суд на основании ст. ст. 7, 15, 37, 123 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. ст. 2, 5, 8, 22, 56, 57, 72, 129, 135, 393 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), ст. 14 Конвенции Международной организации труда относительно защиты заработной платы, п. 11 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1314, Приказа ФСИН России N 739 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы", Приказа Минюста России от 01.12.2005 N 233, Приказа ФСИН России N 154 от 17.03.2008, Приказа Минздравсоцразвития РФ N 541н от 23.07.2010 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", Приказа ФСИН России N 624 от 13.11.2008 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы", Профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России N 526 от 06.08.2007, Приказа ФСИН России N 739 от 26.12.2007 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы", ст. 9 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 12, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), ст. ст. 333.19, 333.36 Налогового кодекса РФ иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе Федеральное казенное учреждение "Лечебно-исправительное учреждение N 1" УФСИН России по Томской области просит отменить решение. Указывает, что Приказ ФСИН России от 26.12.2007 N 739 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы" вступил в действие в соответствии с п. 11 Положения о ФСИН Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, которым директору ФСИН России предоставлено право устанавливать работникам уголовно-исполнительной системы надбавки, вознаграждения и другие дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание ФСИН России. Выплата, предусмотренная Приказом от 26.12.2007 N 739, носит компенсационный характер и не может рассматривать как обязательная. Кроме того, Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 06.08.2007 N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" должности медицинской сестры, медицинской сестры палатной (постовой), медицинской сестры процедурной отнесены к разным квалификационным уровням. Таким образом, выплата, предусмотренная Приказом ФСИН России от 26.12.2007 N 739, по должности "медицинская сестра палатная (постовая)" и "медицинская сестра процедурная" неправомерна.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в зал суда представителей ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области, УФСИН России по Томской области, Г.О.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, Г.О. работает в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в должности медицинской сестры процедурного кабинета в штате 2-го туберкулезного легочного отделения туберкулезной больницы с 29.04.2003 по настоящее время.
С 01.01.2008 Г.О. в соответствии с Приказом ФСИН России от 26.12.2007 N 739 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы" выплачивалась надбавка к должностному окладу за работу в противотуберкулезных организациях в размере 45%.
Приказом начальника ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 20.06.2012 N 153-лс на основании Приказа ФСИН России от 26.12.2007 N 739, Письма ФСИН России от 29.09.2011 N 16/2-529, указания УФСИН России по Томской области от 17.04.2012 N 72/ТО/36-2748, дополнительного соглашения к трудовому договору от 21.06.2012 N 71/12-2003 выплата компенсационного характера за работу в противотуберкулезных организациях и осуществляющих непосредственную противотуберкулезную помощь в размере 45% к должностному окладу истцу отменена.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Г.О., суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ начальника ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 20.06.2012 N 153-лс является незаконным, так как Приказом ФСИН России от 26.12.2007 N 739 установлена выплата компенсационного характера медицинским сестрам при их непосредственном участии в оказании противотуберкулезной помощи (что имеет место в рассматриваемом случае), Письмо ФСИН России от 29.09.2011 N 16/2-529 и указание УФСИН России по Томской области от 17.04.2012 N 72/ТО/36-2748 не являются нормативно-правовыми актами, а дополнительное соглашение к трудовому договору ухудшает условия оплаты труда истца в нарушение абз. 5 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации.
Оснований не соглашаться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют материалам дела, основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с пп. 1 - 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, ст. 7 Международного пакта от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах", ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII, каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (ст. 7), каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ч. 3 ст. 37).
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Компенсационная надбавка в размере 45% должностного оклада была установлена истцу Г.О. за работу в противотуберкулезных организациях на основании Приказа ФСИН России от 26.12.2007 N 739 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы".
В приложении к указанному приказу приведен перечень должностей медицинских работников противотуберкулезных организаций уголовно-исполнительной системы и осуществляющих непосредственную противотуберкулезную помощь (в соответствии с приложением 1 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 01.12.2005 N 233), которым с 01.01.2008 выплачивается надбавка к должностному окладу, тарифной ставке (окладу). В данный перечень включена должность медицинской сестры с надбавкой 45%.
Согласно приложению 1 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 01.12.2005 N 233 в состав медицинских противотуберкулезных организаций уголовно-исполнительной системы входят лечебные исправительные учреждения для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом.
Таким образом, судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что данная надбавка носит компенсационный характер, так как введена Приказом от 26.12.2007 N 739 в качестве социальной гарантии медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, за работу в опасных для здоровья условиях труда, в связи с чем для решения вопроса о ее выплате необходимо руководствоваться не только наименованием занимаемой должности, но и выполняемой трудовой функцией.
Судом первой инстанции правильно установлено и не оспаривалось представителями ответчика и третьего лица, что трудовая функция истца Г.О. связана с непосредственным оказанием противотуберкулезной помощи, исполнение ею должностных обязанностей сопровождается контактом с больными осужденными, что создает условия возникновения опасности инфицирования туберкулезом.
Проанализировав должностную инструкцию медицинской сестры процедурного кабинета медицинской части ФКУ - ЛИУ УФСИН России по Томской области Г.О., сравнив предусмотренные в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (приложение к Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н) должностные обязанности медицинской сестры и медицинской сестры процедурного кабинета, суд обоснованно пришел к выводу о том, что указанные работники выполняют схожие обязанности, основное различие которых в месте выполнения трудовой функции (у медицинской сестры - в медицинской организации и на дому, у медицинской сестры процедурного кабинета - в кабинете медицинского учреждения).
При этом суд первой инстанции правильно принял во внимание, что должности медицинской сестры и медицинской сестры процедурного кабинета отнесены к одной квалификационной группе "Средний медицинский и фармацевтический персонал" в соответствии с Профессиональными квалификационными группами должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 526.
Как следует из карты аттестации рабочего места по условиям труда N 71 от 11.01.2012 медицинской сестры процедурной в медицинской части при ФБУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области, рабочее место истца аттестовано по факторам производственной среды и трудового процесса с классом 4 (экстремальный), требованиям по обеспеченности средствами индивидуальной защиты оно не соответствует. Кроме того, в строке 040 карты аттестации, предусматривающей гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, указано на наличие и необходимость компенсации в размере 45% на основании Приказа ФСИН России N 739 от 26.12.2007.
Доводы представителя ответчика о том, что при издании приказа об отмене компенсационной выплаты они руководствовались разъяснением, содержащимся в Письме ФСИН России от 29.09.2011 N 16/2-529, и изданным на основании него указанием УФСИН России по Томской области от 17.04.2012 N 72/ТО/36-2748, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, так как письмо и.о. начальника финансово-экономического управления ФСИН России, адресованное начальнику УФСИН России по Пензенской области, нормативно-правовым актом не является и не влияет на применение положений Приказа ФСИН России N 739 от 26.12.2007.
При этом, поскольку в силу ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, суд первой инстанции обоснованно признал дополнительное соглашение к трудовому договору от 21.06.2012, предусматривающее отмену указанной выплаты, заключенным с нарушением закона.
Ссылку в апелляционной жалобе на утверждение Приказом ФСИН России от 13.11.2008 N 624 новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы с 01.12.2008 судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку в указанном Приказе не решен вопрос об отмене выплаты надбавки, введенной с 01.01.2008 Приказом ФСИН России от 26.12.2007 N 739 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы".
Таким образом, установив, что оспариваемый приказ начальника ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 20.06.2012 N 153-лс об отмене истцу выплаты компенсационного характера за работу в противотуберкулезных организациях в размере 45% к должностному окладу является незаконным, суд первой инстанции правильно признал обоснованным и удовлетворил иск Г.О. и в части требования о взыскании невыплаченной заработной платы (надбавки) за июль 2012 года в размере /__/ руб., за август 2012 года - в размере /__/ руб., за сентябрь 2012 года - в размере /__/ руб.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, а потому решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Томска от 19 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение N 1" УФСИН России по Томской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3525/2012
Разделы:Изменение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 декабря 2012 г. по делу N 33-3525/2012
Судья: Гречман А.Ю.
судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Величко М.Б., Карелиной Е.Г.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Г.О. к Федеральному казенному учреждению "Лечебно-исправительное учреждение N 1" УФСИН России по Томской области об оспаривании приказа и взыскании компенсационной надбавки
по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение N 1" УФСИН России по Томской области на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 19 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Брагиной Л.А., судебная коллегия
установила:
Г.О. обратилась с суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Лечебно-исправительное учреждение N 1" УФСИН России по Томской области (далее по тексту - ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области), в котором просила признать незаконным приказ N 153-лс от 20.06.2012 об отмене выплаты компенсационного характера за работу в противотуберкулезной организации в размере 45% к должностному окладу; взыскать с ответчика в пользу Г.О. невыплаченную заработную плату (надбавку) за июль 2012 года в сумме /__/ руб., за август 2012 года - в сумме /__/ руб., за сентябрь 2012 года - в сумме /__/ руб. В обоснование заявленных требований указала, что она с 29.04.2003 работает в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в должности медицинской сестры процедурного кабинета в штате 2-го туберкулезного легочного отделения туберкулезной больницы. Трудовой договор от 29.04.2003 является бессрочным. Ее работа сопряжена с непосредственным оказанием медицинской помощи содержащимся в учреждении осужденным, больным открытой формой туберкулеза. На основании Приказа ФСИН России N 739 от 26.12.2007 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы" и в связи с тем, что она осуществляет непосредственную противотуберкулезную помощь, ответчик обязан выплачивать ей ежемесячную надбавку к должностному окладу в размере 45%. 20.04.2012 работодатель письменно уведомил ее о своем намерении изменить существенные условия труда в части оплаты труда и о том, что выплата компенсационного характера в размере 45% к должностному окладу отменяется с 21.06.2012, что и было сделано оспариваемым приказом N 153-лс от 20.06.2012. В июле 2012 г. данная надбавка ей выплачена не была. Считала указанный приказ незаконным, поскольку по специфике своей работы она непосредственно оказывает противотуберкулезную помощь осужденным в условиях опасности инфицирования, ее рабочее место аттестовано по факторам производственной среды и трудового процесса с классом 4 - экстремальный, работодатель сам установил ей к выплате данную надбавку. Просила удовлетворить заявленные исковые требования.
Дело рассмотрено в отсутствие Г.О., представитель которой Р. иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенном в исковом заявлении.
Представитель ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области Г.Ю. иск не признала, представив отзыв, согласно которому с 01.01.2008 в соответствии с Приказом ФСИН России от 26.12.2007 N 739 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы" всем медицинским работникам, осуществляющим непосредственную противотуберкулезную помощь, в наименовании должностей которых имелось словосочетание "медицинская сестра", была установлена ежемесячная надбавка к окладу по занимаемой штатной должности в размере 45%. 17.04.2012 в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области из УФСИН России по Томской области поступило указание N 72/ТО/36-2748 "Об оплате труда медицинского персонала", в котором разъяснялись положения Приказа ФСИН России от 26.12.2007 N 739. В данном письме указывалось на то, что в соответствии с письмом ФСИН России от 29.09.2011 N 16/2-529 выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу по таким должностям, как фельдшер, медицинская сестра палатная (постовая) и медицинская сестра процедурной, не входящих в утвержденный Приказом ФСИН России от 26.12.2007 N 739 Перечень должностей работников противотуберкулезных организаций, по которым выплачивается надбавка к должностному окладу, тарифной ставке (окладу), является неправомерной. На основании указания УФСИН России по Томской области от 17.04.2012 N 72/ТО/36-2748 и Письма ФСИН России от 29.09.2011 N 16/2-529 20.04.2012 медицинским сестрам палатным (постовым), медицинским сестрам процедурных туберкулезных легочных отделений туберкулезной больницы и медицинской сестре процедурной медицинской части Учреждения были выданы уведомления об изменении размера оплаты труда. Медицинские работники учреждения уведомлены об изменениях размера оплаты труда за два месяца до прекращения выплаты компенсационного характера в размере 45% к должностному окладу за работу в противотуберкулезных организациях и осуществление непосредственной противотуберкулезной помощи. 14.06.2012 Г.О. сообщила в письменной форме о своем согласии заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, касающегося изменения оплаты труда. 20.06.2012 издан приказ N 153-лс "Об отмене выплаты компенсационного характера медицинским работникам учреждения".
Представитель третьего лица УФСИН России по Томской области Б. указала, что выплата надбавки, предусмотренная Приказом ФСИН России N 739 от 26.12.2007, к должностному окладу за работу в противотуберкулезных организациях в размере 45% по должности "процедурная медицинская сестра" не предусмотрена.
Суд на основании ст. ст. 7, 15, 37, 123 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. ст. 2, 5, 8, 22, 56, 57, 72, 129, 135, 393 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), ст. 14 Конвенции Международной организации труда относительно защиты заработной платы, п. 11 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1314, Приказа ФСИН России N 739 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы", Приказа Минюста России от 01.12.2005 N 233, Приказа ФСИН России N 154 от 17.03.2008, Приказа Минздравсоцразвития РФ N 541н от 23.07.2010 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", Приказа ФСИН России N 624 от 13.11.2008 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы", Профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России N 526 от 06.08.2007, Приказа ФСИН России N 739 от 26.12.2007 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы", ст. 9 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 12, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), ст. ст. 333.19, 333.36 Налогового кодекса РФ иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе Федеральное казенное учреждение "Лечебно-исправительное учреждение N 1" УФСИН России по Томской области просит отменить решение. Указывает, что Приказ ФСИН России от 26.12.2007 N 739 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы" вступил в действие в соответствии с п. 11 Положения о ФСИН Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, которым директору ФСИН России предоставлено право устанавливать работникам уголовно-исполнительной системы надбавки, вознаграждения и другие дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание ФСИН России. Выплата, предусмотренная Приказом от 26.12.2007 N 739, носит компенсационный характер и не может рассматривать как обязательная. Кроме того, Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 06.08.2007 N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" должности медицинской сестры, медицинской сестры палатной (постовой), медицинской сестры процедурной отнесены к разным квалификационным уровням. Таким образом, выплата, предусмотренная Приказом ФСИН России от 26.12.2007 N 739, по должности "медицинская сестра палатная (постовая)" и "медицинская сестра процедурная" неправомерна.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в зал суда представителей ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области, УФСИН России по Томской области, Г.О.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, Г.О. работает в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в должности медицинской сестры процедурного кабинета в штате 2-го туберкулезного легочного отделения туберкулезной больницы с 29.04.2003 по настоящее время.
С 01.01.2008 Г.О. в соответствии с Приказом ФСИН России от 26.12.2007 N 739 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы" выплачивалась надбавка к должностному окладу за работу в противотуберкулезных организациях в размере 45%.
Приказом начальника ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 20.06.2012 N 153-лс на основании Приказа ФСИН России от 26.12.2007 N 739, Письма ФСИН России от 29.09.2011 N 16/2-529, указания УФСИН России по Томской области от 17.04.2012 N 72/ТО/36-2748, дополнительного соглашения к трудовому договору от 21.06.2012 N 71/12-2003 выплата компенсационного характера за работу в противотуберкулезных организациях и осуществляющих непосредственную противотуберкулезную помощь в размере 45% к должностному окладу истцу отменена.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Г.О., суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ начальника ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 20.06.2012 N 153-лс является незаконным, так как Приказом ФСИН России от 26.12.2007 N 739 установлена выплата компенсационного характера медицинским сестрам при их непосредственном участии в оказании противотуберкулезной помощи (что имеет место в рассматриваемом случае), Письмо ФСИН России от 29.09.2011 N 16/2-529 и указание УФСИН России по Томской области от 17.04.2012 N 72/ТО/36-2748 не являются нормативно-правовыми актами, а дополнительное соглашение к трудовому договору ухудшает условия оплаты труда истца в нарушение абз. 5 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации.
Оснований не соглашаться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют материалам дела, основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с пп. 1 - 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, ст. 7 Международного пакта от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах", ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII, каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (ст. 7), каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ч. 3 ст. 37).
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Компенсационная надбавка в размере 45% должностного оклада была установлена истцу Г.О. за работу в противотуберкулезных организациях на основании Приказа ФСИН России от 26.12.2007 N 739 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы".
В приложении к указанному приказу приведен перечень должностей медицинских работников противотуберкулезных организаций уголовно-исполнительной системы и осуществляющих непосредственную противотуберкулезную помощь (в соответствии с приложением 1 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 01.12.2005 N 233), которым с 01.01.2008 выплачивается надбавка к должностному окладу, тарифной ставке (окладу). В данный перечень включена должность медицинской сестры с надбавкой 45%.
Согласно приложению 1 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 01.12.2005 N 233 в состав медицинских противотуберкулезных организаций уголовно-исполнительной системы входят лечебные исправительные учреждения для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом.
Таким образом, судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что данная надбавка носит компенсационный характер, так как введена Приказом от 26.12.2007 N 739 в качестве социальной гарантии медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, за работу в опасных для здоровья условиях труда, в связи с чем для решения вопроса о ее выплате необходимо руководствоваться не только наименованием занимаемой должности, но и выполняемой трудовой функцией.
Судом первой инстанции правильно установлено и не оспаривалось представителями ответчика и третьего лица, что трудовая функция истца Г.О. связана с непосредственным оказанием противотуберкулезной помощи, исполнение ею должностных обязанностей сопровождается контактом с больными осужденными, что создает условия возникновения опасности инфицирования туберкулезом.
Проанализировав должностную инструкцию медицинской сестры процедурного кабинета медицинской части ФКУ - ЛИУ УФСИН России по Томской области Г.О., сравнив предусмотренные в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (приложение к Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н) должностные обязанности медицинской сестры и медицинской сестры процедурного кабинета, суд обоснованно пришел к выводу о том, что указанные работники выполняют схожие обязанности, основное различие которых в месте выполнения трудовой функции (у медицинской сестры - в медицинской организации и на дому, у медицинской сестры процедурного кабинета - в кабинете медицинского учреждения).
При этом суд первой инстанции правильно принял во внимание, что должности медицинской сестры и медицинской сестры процедурного кабинета отнесены к одной квалификационной группе "Средний медицинский и фармацевтический персонал" в соответствии с Профессиональными квалификационными группами должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 526.
Как следует из карты аттестации рабочего места по условиям труда N 71 от 11.01.2012 медицинской сестры процедурной в медицинской части при ФБУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области, рабочее место истца аттестовано по факторам производственной среды и трудового процесса с классом 4 (экстремальный), требованиям по обеспеченности средствами индивидуальной защиты оно не соответствует. Кроме того, в строке 040 карты аттестации, предусматривающей гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, указано на наличие и необходимость компенсации в размере 45% на основании Приказа ФСИН России N 739 от 26.12.2007.
Доводы представителя ответчика о том, что при издании приказа об отмене компенсационной выплаты они руководствовались разъяснением, содержащимся в Письме ФСИН России от 29.09.2011 N 16/2-529, и изданным на основании него указанием УФСИН России по Томской области от 17.04.2012 N 72/ТО/36-2748, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, так как письмо и.о. начальника финансово-экономического управления ФСИН России, адресованное начальнику УФСИН России по Пензенской области, нормативно-правовым актом не является и не влияет на применение положений Приказа ФСИН России N 739 от 26.12.2007.
При этом, поскольку в силу ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, суд первой инстанции обоснованно признал дополнительное соглашение к трудовому договору от 21.06.2012, предусматривающее отмену указанной выплаты, заключенным с нарушением закона.
Ссылку в апелляционной жалобе на утверждение Приказом ФСИН России от 13.11.2008 N 624 новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы с 01.12.2008 судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку в указанном Приказе не решен вопрос об отмене выплаты надбавки, введенной с 01.01.2008 Приказом ФСИН России от 26.12.2007 N 739 "О мерах по социальной защите работников уголовно-исполнительной системы".
Таким образом, установив, что оспариваемый приказ начальника ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 20.06.2012 N 153-лс об отмене истцу выплаты компенсационного характера за работу в противотуберкулезных организациях в размере 45% к должностному окладу является незаконным, суд первой инстанции правильно признал обоснованным и удовлетворил иск Г.О. и в части требования о взыскании невыплаченной заработной платы (надбавки) за июль 2012 года в размере /__/ руб., за август 2012 года - в размере /__/ руб., за сентябрь 2012 года - в размере /__/ руб.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, а потому решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Томска от 19 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение N 1" УФСИН России по Томской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)