Судебные решения, арбитраж
Заключение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего: Белякова А.А. судей областного суда: Авериной Е.Л. и Карповой И.Ю. при секретаре: Р.А.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Е. дело по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 июля 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах А.А., Е.О., Г.Л., Ж., И., К.А., К.Э.Ф., М.Л., М.Ж., <...>, П.Л., Р.Е., С., Я. к администрации муниципального образования "Город Астрахань", УФК администрации г. Астрахани, третьему лицу ликвидационной комиссии МАУЗ <...> о взыскании заработной платы,
Прокурор Ленинского района г. Астрахани обратился в суд с иском в интересах А.А., Е.О., Е.Л., Ж., И., К.А., К.Э.Ф., М.А., М.Ж., П.Е., П.Л., Р.Е., С., Я. к администрации муниципального образования "Город Астрахань", УФК администрации г. Астрахани, третьему лицу ликвидационной комиссии МАУЗ <...> о взыскании заработной платы, указав в заявлении, что указанные граждане в соответствии с заключенными трудовыми договорами состояли в трудовых отношениях с МАУЗ <...> учредителем которого является администрация г. Астрахани. Постановлением администрации г. Астрахани от 08.08.2012 N принято решение о ликвидации муниципального автономного учреждения здравоохранения <...> В связи с ликвидацией учреждения трудовые отношения с работниками прекращены. Однако заработная плата работникам МАУЗ <...> за январь, февраль, март 2013 г. не выплачена. Задолженность по заработной плате составила: А.А. - <...>, Е.О. - <...>, Г.Л. - <...>, Ж. <...>, И. - <...>, К.А. <...>, К.Э.Ф. - <...>, М.А. - <...>, М.Ж. - <...>, П.Е. - <...>, П.Л. - <...>, Р.Е. - <...>, С. - <...>, Я. - <...>. Выданными 21.03.2013 г. мировым судьей судебного участка N 2 Ленинского района г. Астрахани судебными приказами указанные суммы задолженности взысканы с МАУЗ <...>. Однако до настоящего времени судебные решения не исполнены ввиду отсутствия на расчетном счете учреждения денежных средств, в связи с указанным, прокурор просил суд взыскать с администрации МО "Город Астрахань", как собственника имущества МАУЗ "Центр сестринского ухода", начисленную, но невыплаченную заработную плату.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Астрахани Свидовский С.А. иск поддержал, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
А.А., Г.О., Г.Л., И., К.А., М.А., М.Ж., П.Е., Р.Е., С., Я. в судебном заседании требования прокурора полагали подлежащими удовлетворению.
Ж., К.Э.Ф., надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители администрации муниципального образования "Город Астрахань", УФК администрации г. Астрахани, ликвидационной комиссии МАУЗ <...> в судебном заседании требования прокурора Ленинского района г. Астрахани полагали неподлежащими удовлетворению.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 18 июля 2013 года иск прокурора Ленинского района г. Астрахани оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением, прокурором ленинского района г. Астрахани принесен протест, в котором он просит решение отменить, постановить новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на обстоятельства указанные в исковом заявлении. Кроме того, указывает, что выводы суда о наличии имущества, стоимость которого превышает задолженность по заработной плате, не соответствуют действительности.
На заседание судебной коллегии Ж., К.А., К.Э.Ф., М.А., М.Ж., П.Л., Р.Е., С., представитель ликвидационной комиссии МАУЗ "Центр сестринского ухода" вторично не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц участвующих в рассмотрении представления, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, прокурора Остроухову Н.В., поддержавшую представление и полагавшую решение незаконным и необоснованным, А.А., Г.О., Г.Л., И., П.Е., Я., так же поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей администрации муниципального образования "Город Астрахань" Д.. Р.А.В., представителя УФК администрации г. Астрахани А.Р., полагавших решение законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных в судебном заседании следует, что Постановлением Администрации города Астрахань N от 6 июля 2011 го да "Об учреждении муниципального автономного учреждения здравоохранения города Астрахани <...> в соответствии с Федеральным законом "Об автономных учреждениях", в целях повышения эффективности использования бюджетных средств при оказании услуг по сестринскому уходу на территории муниципального образования "Город Астрахань", руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии со ст. ст. 78, 79 Устава муниципального образования "Город Астрахань", постановлениями администрации города от 08.11.2010 N 8684 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества, в отношении муниципальных бюджетных учреждений", от 15.11.2010 N 8984 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидация муниципальных учреждений, а также утверждения уставов", от 30.11.2010 N 9527 "Об утверждении Порядка формирования муниципального задания и финансового обеспечения этого задания муниципальными казенными и бюджетными учреждениями", постановлено: Учредить муниципальное автономное учреждение здравоохранения города Астрахани <...>. Определить, в том числе в качестве структурного подразделения администрации города Астрахани, осуществляющего функции и полномочия учредителя муниципального автономного учреждения здравоохранения города Астрахани <...> комитет по здравоохранению администрации города Астрахани.
Согласно Уставу Муниципальное автономное учреждение здравоохранения города Астрахани <...> создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 172-ФЗ "Об автономных учреждениях" и Постановлением администрации г. Астрахань от 12.03.2010 года N 1412 (ред. от 30.06.2010) "Об утверждении муниципальных правовых актов по реализации Федерального закона "Об автономных учреждениях".
В соответствии с вышеназванным постановлением разработаны Положения, в том числе об определении условий и порядка формирования задания учредителя и порядка финансового обеспечения выполнения этого задания муниципальным автономным учреждением города Астрахани.
Согласно п. 2.2 вышеназванного Положения, финансовое обеспечение выполнения задания автономного учреждения осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления автономному учреждению субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг физическим и (или) юридическим лицам.
В силу п. 2.3, объем субсидии на возмещение нормативных затрат определяется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия Учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Субсидии перечисляются по соглашениям о предоставлении бюджетных субсидий на счет, открытый автономному учреждению в кредитной организации.
Норматив затрат на оказание услуг (работ), предусмотренный п. 2.5 настоящего Положения обеспечивает покрытие расходов, которые несет автономное учреждение в связи с выполнением задания Учредителя, и включает в себя в том числе оплату труда работников, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию и страховым взносам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно Уставу созданного Муниципального автономного учреждения здравоохранения города Астрахани <...> полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования "Город Астрахань", осуществляются администрацией города Астрахани в лице комитета по здравоохранению администрации г. Астрахани.
К компетенции Учредителя в области управления Учреждением относится утверждение задания для Учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд исходил их того, что согласно перечню основных средств, подлежащих реализации в связи с ликвидацией МАУЗ <...>", числящихся на балансе по состоянию на 06.02.2013 на балансе учреждения находится имущество стоимостью более <...>, в то время, как прокурором заявлены требования о взыскании заработной платы в общей сумме <...>. Поскольку до настоящего времени промежуточный ликвидационный баланс МАУЗ <...> не утвержден, реализация имущества должника не произведена, суд пришел к выводу что требования прокурора, основанные на отсутствии у МАУЗ <...> денежных средств для выплаты задолженности по заработной плате являются необоснованными.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда и находит их несоответствующими обстоятельствам дела, по следующим основаниям.
Постановлением администрации г. Астрахани от 08.08.2012 N 6947 принято решение о ликвидации муниципального автономного учреждения здравоохранения <...>.
В связи с ликвидацией учреждения трудовые отношения с работниками прекращены. Однако заработная плата работникам МАУЗ <...> за январь, февраль, март 2013 г. не выплачена. Задолженность по заработной плате составила: Задолженность по заработной плате составила: А.А. - <...>, Г.О. - <...>, Г.Л. - <...>, Ж. <...>, И. - <...>, К.А. - <...>, К.Э.Ф. - <...>, М.А. - <...>, М.Ж. - <...>, П.Е. - <...>, П.Л. - <...>, Р.Е. - <...>, С. - <...>, Я. - <...>.
Как следует из выданных 21.03.2013 г. мировым судьей судебного участка N 2 Ленинского района г. Астрахани судебными приказами указанные суммы задолженности взысканы с МАУЗ <...> однако до настоящего времени не исполнены.
Согласно ч. 2 и ч. 4 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
21.05.2013 исполнительные производства в отношении данного должника окончены по п. 6 ч. 1 ст. 47 ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи с ликвидацией должника организации.
Согласно письму председателя ликвидационной комиссии МАУЗ <...> N от 21 октября 2013 года по состоянию на указанную дату, на лицевом счете учреждения финансовые средства отсутствуют. К данному письму приложены подтверждающие указанный факт обстоятельства.
Из сообщения заместителя мэра города - начальника управления по образованию и науке администрации города Астрахань - председателя ликвидационной комиссии МАУЗ <...> N от 14 октября 2013 года, проведена оценка рыночной стоимости имущества МАУЗ <...> которая на 30 сентября 2013 года составила <...>.
Учитывая указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, о недостаточности денежных средств после реализации имущества, принадлежащего МАУЗ <...> для погашения задолженности по заработной плате перед работниками указанного учреждения, в связи с чем, находит решение районного суда об отказе в удовлетворении требования прокурора необоснованным и подлежащим отмене.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства дела установлены, судебная коллегия считает возможным, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Астрахани действующего в интересах работников ликвидируемого учреждения к администрации муниципального образования "Город Астрахань", УФК администрации г. Астрахани, третьему лицу ликвидационной комиссии МАУЗ <...> о взыскании заработной платы.
При этом судебная коллегия признает необоснованными доводы представителей администрации МО город Астрахань, что согласно нормативным актам об автономных учреждениях и Уставу ликвидируемого учреждения, данное автономное учреждение отвечает по своим обязательствам, закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного им за счет выделенных на приобретение такого имущества средств. Муниципальное образование "Город Астрахань" не несет ответственности по обязательствам Учреждения, в связи с чем, на учредителя не может быть возложена субсидиарная ответственность.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 настоящего Кодекса.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.
Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Вместе с тем, из норм права регламентирующих субсидиарную ответственность следует, что необходимыми условиями для применения субсидиарной ответственности являются: отказ учреждения - основного должника - удовлетворить требование кредитора или неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование; обязательное предъявление иска в суд к основному должнику - учреждению; недостаточность у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств; необходимость заявления кредитором требований к ликвидационной комиссии учреждения до завершения его ликвидации.
Согласно положениям п. 6 ст. 63 и ст. 399 ГК РФ, основанием для привлечения к ответственности субсидиарного должника по обязательствам учреждения является установление факта недостаточности у учреждения денежных средств, позволяющих удовлетворить заявленные требования кредитора.
По смыслу пунктов 2, 5, 6 статьи 63, пунктов 2, 3 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации факт недостаточности денежных средств у ликвидируемого должника может быть установлен только после: составления реестра требований кредиторов; утверждения промежуточного ликвидационного баланса; реализации имущества должника; проведения расчетов с кредиторами. Именно только после проведения комплекса вышеуказанных мероприятий и в случае недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения, то есть требовать привлечения к субсидиарной ответственности.
Как усматривается из материалов дела Постановлением администрации г. Астрахани от <...> N принято решение о ликвидации муниципального автономного учреждения здравоохранения <...>.
Материалы дела содержат доказательства того, что установлен факт отсутствия у учреждения денежных средств, позволяющих удовлетворить заявленные требования кредитора, а также того, что после реализации имущества денежных средств, для удовлетворения требований кредиторов будет недостаточно.
Кроме того в материалах дела имеются доказательства того, что решение о ликвидации МАУЗ <...> принималось учредителем-администрацией МО "Город Астрахань" в лице мэра.
Учитывая, что к отношениям кредитора и собственника имущества учреждения, которое ликвидируется по решению собственника имущества, вне зависимости от типа такого учреждения подлежит применению специальная норма права - пункт 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленная на урегулирование вопроса об исполнении обязательств юридических лиц, находящихся в состоянии ликвидации, основной целью которой является не реализация уставной (хозяйственной) деятельности в условиях нормального гражданского оборота, а прекращение существования юридического лица путем внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Законодатель, исключая субсидиарную ответственность собственника имущества учреждения (статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации), оставил в неприкосновенности пункт 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поэтому при недостаточности у ликвидируемого (в ином порядке, чем банкротство) учреждения, в том числе автономного, денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.
Кроме того, в соответствии со ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с постановлением N от 6 июля 2011 года мэра г. Астрахани финансовому управлению предписано при формировании бюджета муниципального образования предусмотреть расходы на содержание муниципального автономного учреждения здравоохранения <...>. Финансирование осуществлять через комитет по здравоохранению администрации города Астрахани.
Имеющиеся в материалах дела постановления в отношении ликвидируемого учреждения, а также устав учреждения подтверждают обстоятельства того, что данное автономное учреждения финансировалось, в том числе собственником (учредителем).
Судебная коллегия так же находит не состоятельными доводы представителей администрации МО город Астрахань о том, что они не являются надлежащими ответчиками по данному делу, поскольку в отношении ликвидированного учреждения полномочия учредителя от имени муниципального образования "Город Астрахань", осуществляются администрацией города Астрахани в лице управления по образованию и науке администрации города Астрахани.
Постановлением Администрации города Астрахань N от 17 февраля 2012 года "О реорганизации управления по физической культуре и спорту администрации города Астрахани путем присоединения к нему комитета по здравоохранению администрации города Астрахани", на основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования "Город Астрахань", руководствуясь статьями 57 - 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в соответствии с Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 26.01.2012 N 3 "Об утверждении структуры администрации города Астрахани", в целях оптимизации структуры администрации города Астрахани постановлено: реорганизовать управление по физической культуре и спорту администрации города Астрахани путем присоединения к нему комитета по здравоохранению администрации города Астрахани. Определить управление по физической культуре и спорту администрации города Астрахани правопреемником прав и обязанностей комитета по здравоохранению администрации города Астрахани в соответствии с передаточным актом.
Кроме того, финансово-казначейскому управлению администрации города Астрахани производить финансирование расходов необходимых на обеспечение деятельности комитета по здравоохранению в пределах средств ранее предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Астрахань" текущего финансового года на финансирование деятельности управления по физической культуре и спорту администрации города Астрахани и комитета по здравоохранению администрации города Астрахани.
Постановлением Администрации города Астрахань N от 15 февраля 2013 года "О реорганизации управления по образованию и науке администрации города Астрахани путем присоединения к нему комитета по физической культуре, спорту и охране здоровья администрации города Астрахани и управления культуры администрации города Астрахани", постановлено реорганизовать управление по образованию и науке администрации города Астрахани путем присоединения к нему комитета по физической культуре, спорту и охране здоровья администрации города Астрахани и управления культуры администрации города Астрахани. Определить управления по образованию и науке администрации города Астрахани правопреемником прав и обязанностей комитета по физической культуре, спорту и охране здоровья администрации города Астрахани и управления культуры администрации города Астрахани в соответствии с передаточным актом.
В Постановлении финансово-казначейскому управлению администрации города Астрахани предписано производить финансирование расходов необходимых на обеспечение деятельности управления по образованию и науке администрации города Астрахани в пределах средств ранее предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Астрахань" текущего финансового года на финансовое обеспечение деятельности управления по образованию и науке администрации города Астрахани, комитета по физической культуре, спорту и охране здоровья администрации города Астрахани и управления культуры администрации города Астрахани.
На основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 12.1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
Бюджет муниципального образования "Город Астрахань" утвержден решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от <...> N 258 "О бюджете муниципального образования "Город Астрахань" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования "Город Астрахань" содержится в приложении к решению.
Управление по образованию и науке администрации города Астрахань указано в ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "город Астрахань.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором Ленинского района г. Астрахани исковых требований к администрации муниципального образования "Город Астрахань".
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 июля 2013 года отменить. Вынести по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Ленинского района г. Астрахани действующего в интересах А.А., Г.О., Г.Л., Ж., И., К.А., К.Э.Ф., М.А., М.Ж., П.Е., П.Л., Р.Е., С., Я. к администрации муниципального образования "Город Астрахань", УФК администрации г. Астрахани, третьему лицу ликвидационной комиссии МАУЗ <...> о взыскании заработной платы - удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования "Город Астрахань" заработную плату в пользу: А.А. в размере <...>; Г.О. в размере <...>; Г.Л. в размере <...>; Ж. в размере <...>; И. в размере <...> рублей; К.А. в размере <...>; К.Э.Ф. в размере <...>; М.А. размере <...>; М.Ж. в размере <...>; П.Е. в размере <...>; П.Л. в размере <...>; Р.Е. в размере <...> рубля; С. в размере <...>; Я. в размере <...>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3233/2013
Разделы:Заключение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2013 г. по делу N 33-3233/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего: Белякова А.А. судей областного суда: Авериной Е.Л. и Карповой И.Ю. при секретаре: Р.А.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Е. дело по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 июля 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах А.А., Е.О., Г.Л., Ж., И., К.А., К.Э.Ф., М.Л., М.Ж., <...>, П.Л., Р.Е., С., Я. к администрации муниципального образования "Город Астрахань", УФК администрации г. Астрахани, третьему лицу ликвидационной комиссии МАУЗ <...> о взыскании заработной платы,
установила:
Прокурор Ленинского района г. Астрахани обратился в суд с иском в интересах А.А., Е.О., Е.Л., Ж., И., К.А., К.Э.Ф., М.А., М.Ж., П.Е., П.Л., Р.Е., С., Я. к администрации муниципального образования "Город Астрахань", УФК администрации г. Астрахани, третьему лицу ликвидационной комиссии МАУЗ <...> о взыскании заработной платы, указав в заявлении, что указанные граждане в соответствии с заключенными трудовыми договорами состояли в трудовых отношениях с МАУЗ <...> учредителем которого является администрация г. Астрахани. Постановлением администрации г. Астрахани от 08.08.2012 N принято решение о ликвидации муниципального автономного учреждения здравоохранения <...> В связи с ликвидацией учреждения трудовые отношения с работниками прекращены. Однако заработная плата работникам МАУЗ <...> за январь, февраль, март 2013 г. не выплачена. Задолженность по заработной плате составила: А.А. - <...>, Е.О. - <...>, Г.Л. - <...>, Ж. <...>, И. - <...>, К.А. <...>, К.Э.Ф. - <...>, М.А. - <...>, М.Ж. - <...>, П.Е. - <...>, П.Л. - <...>, Р.Е. - <...>, С. - <...>, Я. - <...>. Выданными 21.03.2013 г. мировым судьей судебного участка N 2 Ленинского района г. Астрахани судебными приказами указанные суммы задолженности взысканы с МАУЗ <...>. Однако до настоящего времени судебные решения не исполнены ввиду отсутствия на расчетном счете учреждения денежных средств, в связи с указанным, прокурор просил суд взыскать с администрации МО "Город Астрахань", как собственника имущества МАУЗ "Центр сестринского ухода", начисленную, но невыплаченную заработную плату.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Астрахани Свидовский С.А. иск поддержал, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
А.А., Г.О., Г.Л., И., К.А., М.А., М.Ж., П.Е., Р.Е., С., Я. в судебном заседании требования прокурора полагали подлежащими удовлетворению.
Ж., К.Э.Ф., надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители администрации муниципального образования "Город Астрахань", УФК администрации г. Астрахани, ликвидационной комиссии МАУЗ <...> в судебном заседании требования прокурора Ленинского района г. Астрахани полагали неподлежащими удовлетворению.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 18 июля 2013 года иск прокурора Ленинского района г. Астрахани оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением, прокурором ленинского района г. Астрахани принесен протест, в котором он просит решение отменить, постановить новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на обстоятельства указанные в исковом заявлении. Кроме того, указывает, что выводы суда о наличии имущества, стоимость которого превышает задолженность по заработной плате, не соответствуют действительности.
На заседание судебной коллегии Ж., К.А., К.Э.Ф., М.А., М.Ж., П.Л., Р.Е., С., представитель ликвидационной комиссии МАУЗ "Центр сестринского ухода" вторично не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц участвующих в рассмотрении представления, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, прокурора Остроухову Н.В., поддержавшую представление и полагавшую решение незаконным и необоснованным, А.А., Г.О., Г.Л., И., П.Е., Я., так же поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей администрации муниципального образования "Город Астрахань" Д.. Р.А.В., представителя УФК администрации г. Астрахани А.Р., полагавших решение законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных в судебном заседании следует, что Постановлением Администрации города Астрахань N от 6 июля 2011 го да "Об учреждении муниципального автономного учреждения здравоохранения города Астрахани <...> в соответствии с Федеральным законом "Об автономных учреждениях", в целях повышения эффективности использования бюджетных средств при оказании услуг по сестринскому уходу на территории муниципального образования "Город Астрахань", руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии со ст. ст. 78, 79 Устава муниципального образования "Город Астрахань", постановлениями администрации города от 08.11.2010 N 8684 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества, в отношении муниципальных бюджетных учреждений", от 15.11.2010 N 8984 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидация муниципальных учреждений, а также утверждения уставов", от 30.11.2010 N 9527 "Об утверждении Порядка формирования муниципального задания и финансового обеспечения этого задания муниципальными казенными и бюджетными учреждениями", постановлено: Учредить муниципальное автономное учреждение здравоохранения города Астрахани <...>. Определить, в том числе в качестве структурного подразделения администрации города Астрахани, осуществляющего функции и полномочия учредителя муниципального автономного учреждения здравоохранения города Астрахани <...> комитет по здравоохранению администрации города Астрахани.
Согласно Уставу Муниципальное автономное учреждение здравоохранения города Астрахани <...> создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 172-ФЗ "Об автономных учреждениях" и Постановлением администрации г. Астрахань от 12.03.2010 года N 1412 (ред. от 30.06.2010) "Об утверждении муниципальных правовых актов по реализации Федерального закона "Об автономных учреждениях".
В соответствии с вышеназванным постановлением разработаны Положения, в том числе об определении условий и порядка формирования задания учредителя и порядка финансового обеспечения выполнения этого задания муниципальным автономным учреждением города Астрахани.
Согласно п. 2.2 вышеназванного Положения, финансовое обеспечение выполнения задания автономного учреждения осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления автономному учреждению субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг физическим и (или) юридическим лицам.
В силу п. 2.3, объем субсидии на возмещение нормативных затрат определяется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия Учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Субсидии перечисляются по соглашениям о предоставлении бюджетных субсидий на счет, открытый автономному учреждению в кредитной организации.
Норматив затрат на оказание услуг (работ), предусмотренный п. 2.5 настоящего Положения обеспечивает покрытие расходов, которые несет автономное учреждение в связи с выполнением задания Учредителя, и включает в себя в том числе оплату труда работников, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию и страховым взносам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно Уставу созданного Муниципального автономного учреждения здравоохранения города Астрахани <...> полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования "Город Астрахань", осуществляются администрацией города Астрахани в лице комитета по здравоохранению администрации г. Астрахани.
К компетенции Учредителя в области управления Учреждением относится утверждение задания для Учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд исходил их того, что согласно перечню основных средств, подлежащих реализации в связи с ликвидацией МАУЗ <...>", числящихся на балансе по состоянию на 06.02.2013 на балансе учреждения находится имущество стоимостью более <...>, в то время, как прокурором заявлены требования о взыскании заработной платы в общей сумме <...>. Поскольку до настоящего времени промежуточный ликвидационный баланс МАУЗ <...> не утвержден, реализация имущества должника не произведена, суд пришел к выводу что требования прокурора, основанные на отсутствии у МАУЗ <...> денежных средств для выплаты задолженности по заработной плате являются необоснованными.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда и находит их несоответствующими обстоятельствам дела, по следующим основаниям.
Постановлением администрации г. Астрахани от 08.08.2012 N 6947 принято решение о ликвидации муниципального автономного учреждения здравоохранения <...>.
В связи с ликвидацией учреждения трудовые отношения с работниками прекращены. Однако заработная плата работникам МАУЗ <...> за январь, февраль, март 2013 г. не выплачена. Задолженность по заработной плате составила: Задолженность по заработной плате составила: А.А. - <...>, Г.О. - <...>, Г.Л. - <...>, Ж. <...>, И. - <...>, К.А. - <...>, К.Э.Ф. - <...>, М.А. - <...>, М.Ж. - <...>, П.Е. - <...>, П.Л. - <...>, Р.Е. - <...>, С. - <...>, Я. - <...>.
Как следует из выданных 21.03.2013 г. мировым судьей судебного участка N 2 Ленинского района г. Астрахани судебными приказами указанные суммы задолженности взысканы с МАУЗ <...> однако до настоящего времени не исполнены.
Согласно ч. 2 и ч. 4 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
21.05.2013 исполнительные производства в отношении данного должника окончены по п. 6 ч. 1 ст. 47 ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи с ликвидацией должника организации.
Согласно письму председателя ликвидационной комиссии МАУЗ <...> N от 21 октября 2013 года по состоянию на указанную дату, на лицевом счете учреждения финансовые средства отсутствуют. К данному письму приложены подтверждающие указанный факт обстоятельства.
Из сообщения заместителя мэра города - начальника управления по образованию и науке администрации города Астрахань - председателя ликвидационной комиссии МАУЗ <...> N от 14 октября 2013 года, проведена оценка рыночной стоимости имущества МАУЗ <...> которая на 30 сентября 2013 года составила <...>.
Учитывая указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, о недостаточности денежных средств после реализации имущества, принадлежащего МАУЗ <...> для погашения задолженности по заработной плате перед работниками указанного учреждения, в связи с чем, находит решение районного суда об отказе в удовлетворении требования прокурора необоснованным и подлежащим отмене.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства дела установлены, судебная коллегия считает возможным, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Астрахани действующего в интересах работников ликвидируемого учреждения к администрации муниципального образования "Город Астрахань", УФК администрации г. Астрахани, третьему лицу ликвидационной комиссии МАУЗ <...> о взыскании заработной платы.
При этом судебная коллегия признает необоснованными доводы представителей администрации МО город Астрахань, что согласно нормативным актам об автономных учреждениях и Уставу ликвидируемого учреждения, данное автономное учреждение отвечает по своим обязательствам, закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного им за счет выделенных на приобретение такого имущества средств. Муниципальное образование "Город Астрахань" не несет ответственности по обязательствам Учреждения, в связи с чем, на учредителя не может быть возложена субсидиарная ответственность.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 настоящего Кодекса.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.
Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Вместе с тем, из норм права регламентирующих субсидиарную ответственность следует, что необходимыми условиями для применения субсидиарной ответственности являются: отказ учреждения - основного должника - удовлетворить требование кредитора или неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование; обязательное предъявление иска в суд к основному должнику - учреждению; недостаточность у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств; необходимость заявления кредитором требований к ликвидационной комиссии учреждения до завершения его ликвидации.
Согласно положениям п. 6 ст. 63 и ст. 399 ГК РФ, основанием для привлечения к ответственности субсидиарного должника по обязательствам учреждения является установление факта недостаточности у учреждения денежных средств, позволяющих удовлетворить заявленные требования кредитора.
По смыслу пунктов 2, 5, 6 статьи 63, пунктов 2, 3 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации факт недостаточности денежных средств у ликвидируемого должника может быть установлен только после: составления реестра требований кредиторов; утверждения промежуточного ликвидационного баланса; реализации имущества должника; проведения расчетов с кредиторами. Именно только после проведения комплекса вышеуказанных мероприятий и в случае недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения, то есть требовать привлечения к субсидиарной ответственности.
Как усматривается из материалов дела Постановлением администрации г. Астрахани от <...> N принято решение о ликвидации муниципального автономного учреждения здравоохранения <...>.
Материалы дела содержат доказательства того, что установлен факт отсутствия у учреждения денежных средств, позволяющих удовлетворить заявленные требования кредитора, а также того, что после реализации имущества денежных средств, для удовлетворения требований кредиторов будет недостаточно.
Кроме того в материалах дела имеются доказательства того, что решение о ликвидации МАУЗ <...> принималось учредителем-администрацией МО "Город Астрахань" в лице мэра.
Учитывая, что к отношениям кредитора и собственника имущества учреждения, которое ликвидируется по решению собственника имущества, вне зависимости от типа такого учреждения подлежит применению специальная норма права - пункт 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленная на урегулирование вопроса об исполнении обязательств юридических лиц, находящихся в состоянии ликвидации, основной целью которой является не реализация уставной (хозяйственной) деятельности в условиях нормального гражданского оборота, а прекращение существования юридического лица путем внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Законодатель, исключая субсидиарную ответственность собственника имущества учреждения (статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации), оставил в неприкосновенности пункт 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поэтому при недостаточности у ликвидируемого (в ином порядке, чем банкротство) учреждения, в том числе автономного, денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.
Кроме того, в соответствии со ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с постановлением N от 6 июля 2011 года мэра г. Астрахани финансовому управлению предписано при формировании бюджета муниципального образования предусмотреть расходы на содержание муниципального автономного учреждения здравоохранения <...>. Финансирование осуществлять через комитет по здравоохранению администрации города Астрахани.
Имеющиеся в материалах дела постановления в отношении ликвидируемого учреждения, а также устав учреждения подтверждают обстоятельства того, что данное автономное учреждения финансировалось, в том числе собственником (учредителем).
Судебная коллегия так же находит не состоятельными доводы представителей администрации МО город Астрахань о том, что они не являются надлежащими ответчиками по данному делу, поскольку в отношении ликвидированного учреждения полномочия учредителя от имени муниципального образования "Город Астрахань", осуществляются администрацией города Астрахани в лице управления по образованию и науке администрации города Астрахани.
Постановлением Администрации города Астрахань N от 17 февраля 2012 года "О реорганизации управления по физической культуре и спорту администрации города Астрахани путем присоединения к нему комитета по здравоохранению администрации города Астрахани", на основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования "Город Астрахань", руководствуясь статьями 57 - 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в соответствии с Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 26.01.2012 N 3 "Об утверждении структуры администрации города Астрахани", в целях оптимизации структуры администрации города Астрахани постановлено: реорганизовать управление по физической культуре и спорту администрации города Астрахани путем присоединения к нему комитета по здравоохранению администрации города Астрахани. Определить управление по физической культуре и спорту администрации города Астрахани правопреемником прав и обязанностей комитета по здравоохранению администрации города Астрахани в соответствии с передаточным актом.
Кроме того, финансово-казначейскому управлению администрации города Астрахани производить финансирование расходов необходимых на обеспечение деятельности комитета по здравоохранению в пределах средств ранее предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Астрахань" текущего финансового года на финансирование деятельности управления по физической культуре и спорту администрации города Астрахани и комитета по здравоохранению администрации города Астрахани.
Постановлением Администрации города Астрахань N от 15 февраля 2013 года "О реорганизации управления по образованию и науке администрации города Астрахани путем присоединения к нему комитета по физической культуре, спорту и охране здоровья администрации города Астрахани и управления культуры администрации города Астрахани", постановлено реорганизовать управление по образованию и науке администрации города Астрахани путем присоединения к нему комитета по физической культуре, спорту и охране здоровья администрации города Астрахани и управления культуры администрации города Астрахани. Определить управления по образованию и науке администрации города Астрахани правопреемником прав и обязанностей комитета по физической культуре, спорту и охране здоровья администрации города Астрахани и управления культуры администрации города Астрахани в соответствии с передаточным актом.
В Постановлении финансово-казначейскому управлению администрации города Астрахани предписано производить финансирование расходов необходимых на обеспечение деятельности управления по образованию и науке администрации города Астрахани в пределах средств ранее предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Астрахань" текущего финансового года на финансовое обеспечение деятельности управления по образованию и науке администрации города Астрахани, комитета по физической культуре, спорту и охране здоровья администрации города Астрахани и управления культуры администрации города Астрахани.
На основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 12.1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
Бюджет муниципального образования "Город Астрахань" утвержден решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от <...> N 258 "О бюджете муниципального образования "Город Астрахань" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования "Город Астрахань" содержится в приложении к решению.
Управление по образованию и науке администрации города Астрахань указано в ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "город Астрахань.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором Ленинского района г. Астрахани исковых требований к администрации муниципального образования "Город Астрахань".
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 июля 2013 года отменить. Вынести по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Ленинского района г. Астрахани действующего в интересах А.А., Г.О., Г.Л., Ж., И., К.А., К.Э.Ф., М.А., М.Ж., П.Е., П.Л., Р.Е., С., Я. к администрации муниципального образования "Город Астрахань", УФК администрации г. Астрахани, третьему лицу ликвидационной комиссии МАУЗ <...> о взыскании заработной платы - удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования "Город Астрахань" заработную плату в пользу: А.А. в размере <...>; Г.О. в размере <...>; Г.Л. в размере <...>; Ж. в размере <...>; И. в размере <...> рублей; К.А. в размере <...>; К.Э.Ф. в размере <...>; М.А. размере <...>; М.Ж. в размере <...>; П.Е. в размере <...>; П.Л. в размере <...>; Р.Е. в размере <...> рубля; С. в размере <...>; Я. в размере <...>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)