Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5241

Разделы:
Расторжение трудового договора по инициативе администрации; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. по делу N 33-5241


Судья: Уваров А.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А., Пантелеева В.М.,
при секретаре Х.,
с участием прокурора Анашкина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Б. к комитету образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской области о восстановлении на работе, по апелляционной жалобе Б. на решение Марксовского городского суда Саратовской области от 14.06.2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения Б., поддержавшей апелляционную жалобу, представителей администрации Марксовского муниципального района Саратовской области К. и комитета образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской области А., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Анашкина А.В., полагавшего решение суда законным, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Б. обратилась в суд с исковым заявлением к комитету образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской области о восстановлении на работе.
Требования Б. обоснованы тем, что с 13.08.2008 года она работала в должности директора муниципального общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа N <адрес> (далее МОУ СОШ N <адрес>). Приказом N -лс от 09.04.2013 года истец была уволена по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) с 12.04.2013 года без указания причин увольнения. С увольнением Б. не согласна, поскольку полагает, что комитет образования администрации Марксовского муниципального района не относится к уполномоченному органу юридического лица, не является собственником имущества организации и не имеет специальных полномочий от собственника имущества с правом прекращения трудовых договоров. Поскольку приказ N -лс от 09.04.2013 года об увольнении вынесен неуполномоченным лицом, истец просит восстановить ее на работе в должности директора МОУ СОШ N <адрес>.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Б. выражает свое несогласие с состоявшимся решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение которым удовлетворить требования. Автор жалобы считает, что судом неверно оценены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение по делу постановлено с нарушением норм материального права (ч. 2 ст. 278 ТК РФ).
В возражениях на апелляционную жалобу комитет образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, администрация Марксовского муниципального района Саратовской области, Марксовская межрайонная прокуратура Саратовской области просят решение суда оставить без изменений. Авторы полагают, что судом в полном объеме исследованы позиции сторон, материалы дела и в решении суда им дана правильная оценка. Нарушений процедуры увольнения Б. работодателем допущено не было.
Решение судом принято с соблюдением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении дела суд правильно применил нормы материального и процессуального права, установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из материалов дела следует, что Б. в соответствии с заключенным с Управлением образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской области трудовым договором N от 13.08.2008 года исполняла обязанности директора МОУ СОШ N <адрес>.
Пунктом 5 трудового договора предусмотрено его прекращение по основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Приказом комитета образования администрации Марксовского муниципального района N -лс от 09.04.2013 года трудовой договор с Б. расторгнут с 12.04.2013 года, и она уволена с занимаемой должности на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ. Окончательный расчет и выплата компенсации Б. произведены, трудовая книжка выдана, с приказом об увольнении она ознакомлена под роспись.
Основанием для оспаривания увольнения и восстановления на работе Б. указывает то, что увольнение произведено лицом, не обладающим такими полномочиями, в приказе отсутствует запись основания увольнения в точном соответствии с формулировкой действующего законодательства.
Отказывая истцу в заявленных требованиях, суд первой инстанции исходил из того, что работодателем соблюден порядок увольнения, увольнение произведено уполномоченным лицом, злоупотребления правом со стороны работодателя не установлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 278 ТК РФ в его взаимосвязи со ст. 81, п. 1 и п. 3 ст. 278 ТК РФ при расторжении трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица или органа (далее - собственника) не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства подтверждающие необходимость прекращения трудового договора.
Согласно ст. 279 ТК РФ в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 настоящего Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.
Согласно п. 4.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.03.2005 N 3-П федеральный законодатель, не возлагая на собственника, в исключение из общих правил расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя, обязанность указывать мотивы увольнения руководителя организации по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 278 ТК РФ, не рассматривает расторжение трудового договора по данному основанию в качестве меры юридической ответственности. Увольнение в этом случае не вызвано противоправным поведением руководителя - в отличие от расторжения трудового договора с руководителем организации по основаниям, связанным с совершением им виновных действий (бездействием).
В соответствии с вышеприведенными нормами, суд пришел к правильному выводу о том, что работодателем увольнение истца произведено в установленном законом порядке по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации и трудовым договором, заключенным между Б. и Управлением образования администрации Марксовского муниципального района.
Довод жалобы о том, что увольнение Б. произведено лицом, не обладающим полномочиями по прекращению трудового договора с руководителем, является необоснованным.
Уставом Марксовского муниципального района Саратовской области установлено, глава администрации муниципального района определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных учреждений (п. 12 ст. 34 устава).
Статьей 12 устава предусмотрено, что систему органов местного самоуправления района образуют, в том числе, администрация Марксовского района и ее структурные подразделения - исполнительные органы, формируемые главой администрации.
Статьей 24 устава определено, что структурные подразделения администрации могут быть наделены правами юридического лица.
Специальные (функциональные и отраслевые) структурные подразделения администрации (комитеты, управления, отделы) призваны осуществлять исполнительные, распорядительные и контрольные функции в определенной сфере деятельности самоуправления района на основании положений о них, утверждаемых главой администрации района (ст. 28 устава).
Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений осуществляет администрация муниципального района. Администрация муниципального района определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных учреждений (п. 1, 2 ст. 50 устава Марксовского муниципального района).
Указанные положения не противоречат п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации", п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012)"Об образовании".
Устав Марксовского муниципального района не содержит положений ограничивающих права администрации муниципального района, главы администрации муниципального района делегировать свои полномочия, определенные п. 12 ст. 34 и п. 1, 2 ст. 50 устава.
Постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области N 1610-н от 05.07.2011 года утвержден Порядок принятия решений о создании, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений, в соответствии с которым учредителями муниципальных учреждений Марксовского муниципального района могут выступать администрация Марксовского муниципального района или структурное подразделение администрации, наделенное правами юридического лица, осуществляющее от имени администрации Марксовского муниципального района функции и полномочия учредителя муниципального учреждения по подведомственной принадлежности.
Постановлением администрации Марксовского муниципального района от 08.09.2011 года N 2254-н утверждено Положение об осуществлении структурными подразделениями администрации Марксовского муниципального района функций и полномочий учредителя муниципального бюджетного учреждения.
В соответствии с п. 2 указанного Положения функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в случае, если иное не установлено муниципальными правовыми актами, осуществляются структурным подразделением администрации Марксовского муниципального района, в ведении которого находится данное учреждение.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в установленном порядке выполняет функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации; утверждает устав бюджетного учреждения, а также вносимые в него изменения; назначает (утверждает) руководителя бюджетного учреждения и прекращает его полномочия; заключает и прекращает трудовой договор с руководителем бюджетного учреждения.
Постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 27.02.1997 года N 25 было утверждено Положение о комитете образования администрации Марксовского муниципального района, которому делегированы полномочия по назначению и увольнению руководителей дошкольных и общеобразовательных муниципальных учреждений, заключению и расторжению с ними трудовых договоров.
В соответствии с Постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 31.12.2009 года N 4110 внесены изменения и дополнения в Положение о комитете образования администрации муниципального района от 27.02.1997 года N 25.
В соответствии с п. 1.1 Положений, комитет образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской области создан в соответствии с уставом Марксовского муниципального района и является структурным подразделением администрации Марксовского муниципального района, призванным осуществлять исполнительные, распорядительные и контрольные функции в сфере образования и молодежной политики.
Комитет образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской области в пределах предоставленных ему прав осуществляет управление деятельностью подведомственных ему учреждений и организаций, выступает в качестве их учредителя (п. 1.5 Положения).
Согласно п. 1.7 Положения, комитет образования является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке (л.д. 14).
Пунктом 2 решения Собрания Марксовского муниципального района от 27.02.2012 г. N 21/130 "Об утверждении структуры администрации Марксовского муниципального района" комитету образования администрации Марксовского муниципального района был подтвержден статус юридического лица.
В качестве учредителя муниципальных образовательных учреждений комитет образования утверждает уставы муниципальных образовательных учреждений (п. 2.2.19); назначает и увольняет руководителей муниципальных образовательных учреждений и руководителей своих структурных подразделений, являющихся отдельными юридическими лицами (п. 2.2.23).
Учредителем МОУ СОШ N <адрес>, а также собственником муниципального имущества, является Марксовский муниципальный район Саратовской области (п. 1.2 устава МОУ СОШ N <адрес>).
В соответствии с п. 1.3 Устава МОУ СОШ N <адрес> функции и полномочия учредителя школы осуществляются администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области в лице:
- - комитета образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в части создания, реорганизации, изменении типа и ликвидации бюджетного учреждения; утверждения устава бюджетного учреждения, а также внесения в него изменений; назначения руководителя бюджетного учреждения; заключения и прекращения трудового договора с руководителем бюджетного учреждения;
- - администрации Марксовского муниципального района Саратовской области в части осуществления полномочий собственника муниципального имущества по управлению и распоряжению имуществом школы и контроля за его эффективным использованием.
В соответствии с п. 8.2 Устава МОУ СОШ N <адрес>, комитет образования утверждает устав школы и все изменения и дополнения к нему, назначает на должность и освобождает от должности директора школы.
Согласно трудовому договору N от 13.08.2008 года заключенному с Б. работодателем по отношению к ней является управление образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской области. Этим же юридическим лицом прекращен и трудовой договор.
Таким образом, прекращение трудового договора и увольнение Б. произведено лицом, обладающим такими полномочиями.
Нормы п. 2 ст. 278 ТК РФ не устанавливают для уполномоченного лица (органа) при принятии им решения о досрочном расторжении контракта с руководителем организации обязательное указание мотивов такого решения. Однако при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий истца по вышеуказанному основанию работодатель вправе учесть любые характеризующие истца обстоятельства.
При рассмотрении данного дела суду надлежало оценить лишь соблюдение ответчиками процедуры расторжения трудового договора с истцом по п. 2 ст. 278 ТК РФ, не выясняя вопрос о причинах, послуживших основанием для принятия решения собственником имущества организации или уполномоченным органом юридического лица о досрочном прекращении трудовых отношений. Досрочное прекращение трудового договора с руководителем МОУ СОШ N <адрес> по вышеуказанной норме Трудового кодекса Российской Федерации являлось правом комитета образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской области.
Судебная коллегия полагает, что у комитета образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской области имелись полномочия для принятия решения о досрочном расторжении трудового договора с Б.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения, восстановления истца на работе в прежней должности не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым была дана правильная оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Марксовского городского суда Саратовской области от 14 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)