Судебные решения, арбитраж
Гражданско-правовой договор с работником; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Маркова Г.Н.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Пристром И.Г., Ушаковой Л.В.,
при секретаре В.,
рассмотрев в судебном заседании 06 февраля 2012 года дело по кассационной жалобе П.З. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2011 года, по которому
в иске П.З. к ГУ РК "Республиканский кожно-венерологический диспансер" об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам и выплатить пособие в размере... руб. с учетом заработной платы за период работы призывной комиссии, об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам за период с августа 2009 года по январь 2010 года отказано.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения представителя П.З. - А.С.А., представителей ГУ РК "Республиканский кожно-венерологический диспансер" А.С.И. и П.Г., представителя ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми Ш., судебная коллегия
установила:
П.З. обратилась в суд с иском к ГУ РК "Республиканский кожно-венерологический диспансер" об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам в связи с рождением первого ребенка, выплаченного за период с августа 2009 года по январь 2010 года, включив в расчетный период месяцы, когда она была откомандирована с основного места работы в горвоенкомат и исполняла обязанности... при проведении мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом, и выплаченные за эти месяцы суммы заработной платы; просила произвести перерасчет пособия по беременности и родам, в связи с рождением второго ребенка, выплаченного за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включив в расчетный период месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь 2010 года и январь, февраль, март 2011 года, когда она была откомандирована с основного места работы в горвоенкомат и исполняла обязанности... при проведении мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом, а также месяцы, когда она находилась в отпуске (июль, август 2010 года, июнь 2011 года), и выплаченные за эти месяцы суммы заработной платы. Одновременно просила взыскать недополученное пособие в размере... руб.
Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика иск не признал.
Представитель ГУ РО ФСС РФ по РК, привлеченный судом в качестве третьего лица, с заявленными требованиями не согласился.
Суд принял приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель не согласна с решением суда, и просит его отменить по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что решение принято судом без учета изменений законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части, по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, П.Э. состоит в трудовых отношениях с ГУ РК "Республиканский кожно-венерологический диспансер" в должности....
Во исполнение обязательств по договору подряда, заключенному между Военным комиссариатом города Сыктывкара и Сыктывдинского района (заказчик) и ГУ "Республиканский кожно-венерологический диспансер МЗ РК", ответчик направлял в спорный период... П.З. для участия в медицинском освидетельствовании лиц, призываемых на военную службу.
По условиям вышеуказанного договора, подрядчик обязался направить своих работников для выполнения по заданию заказчика работы по медицинскому освидетельствованию граждан, а заказчик компенсировать подрядчику расходы, связанные с выплатой среднего заработка без начисления ЕСН на сумму среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, за проведение медицинского освидетельствования.
Согласно приказам N 17-п от 31 марта 2009 года, N 16-к от 25 января 2010 года, N 347-к от 2 сентября 2010 года, N 17-к от 27 января 2011 года истец с 01 апреля 2009 года по 31 августа 2009 года, с 25 января 2010 года по 31 марта 2010 года, с 03 сентября 2010 года по 31 декабря 2010 года, с 31 января 2011 года по 31 марта 2011 года, соответственно, направлялась в отдел военного комиссариата по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району на период проведения медицинского освидетельствования граждан с сохранением средней заработной платы за счет средств ОВК по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району.
Из материалов дела следует, что при расчете пособий по беременности и родам П.З. в связи с рождением как первого, так и второго ребенка, периоды участия истца в комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом и выплаченные за эти месяцы суммы заработной платы ответчиком не включены.
Данный факт послужил основанием для обращения П.Э. в суд с заявленными требованиями.
В возражениях на иск ответчик свои действия по не включению спорных периодов в расчет среднего заработка, при подсчете причитающегося истцу пособия по беременности и родам, мотивировал тем, что денежные средства, поступающие от Военного комиссариата, и выплаченные истцу в спорные периоды, не являются оплатой по трудовому договору, а считаются компенсацией врачу-специалисту среднего заработка.
Данная компенсация не входит в систему оплаты труда и на нее не начисляются страховые взносы на пенсионное страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование, поскольку объекта обложения страховыми взносами для организации не возникает, согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Разрешая заявленные требования и отказывая истцу в иске, суд первой инстанции согласился с вышеприведенными доводами ответчика и исходил из того, что выплаченные истцу работодателем суммы не являлись заработной платой по трудовому договору, а являлись компенсацией работнику среднего заработка по смыслу ст. 164, 165, 170 Трудового кодекса РФ, которая выплачена военным комиссариатом, в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 за счет средств федерального бюджета.
Между тем данный вывод суда является ошибочным.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
Как следует из приказов работодателя о направлении истца в отдел военного комиссариата на период проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих постановке на воинский учет, за П.З. сохранялась средняя заработная плата.
Согласно материалам дела, выплата заработной платы за спорный период производилась истцу на основании данных приказов работодателем, а уже работодателю военкоматом возмещались расходы, в связи с выплатой заработной платы истцу в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 за счет средств федерального бюджета. При этом П.Э. не является стороной по договору подряда, заключенного между военкоматом и ее работодателем, в котором оговорены условия возмещения подрядчику затрат, связанных с выплатой среднего заработка врачам-специалистам.
Таким образом, производимые военкоматом работодателю выплаты действительно носят компенсационный характер согласно вышеприведенным правовым нормам, однако, для работника спорный период являлся периодом, в котором за работником сохраняется средний заработком. Выплаченные в указанный период суммы среднего заработка не относятся к компенсационным выплатам по смыслу ст. 164, 165 Трудового кодекса РФ, как ошибочно полагал суд первой инстанции.
Компенсационные выплаты, согласно ст. 164 Трудового кодекса РФ - это выплаты направленные на возмещение затрат, понесенных работником при исполнении трудовых обязанностей. Примерами таких компенсаций могут служить выплаты за разъездной характер работы, при переезде в другую местность, компенсация за спецодежду и т.п. Как правило, такие выплаты компенсируют материальные затраты работников.
Вместе с тем, ошибочный вывод суда в указанной части не повлиял на законность принятого судом решения об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам, в связи с рождением первого ребенка, выплаченного за период с августа 2009 года по январь 2010 года, в силу следующего.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 09.02.2009, действующей в спорный период) "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ разработано Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375 определяющее особенности порядка исчисления пособия.
На основании вышеприведенных правовых норм, учитывая, что произведенные истцу выплаты, о включении которых в расчетный период для подсчета первого пособия по беременности и родам настаивает истец, не являлись объектом обложения единым социальным налогом, следовательно, они не могли быть включены в расчет среднего заработка.
Кроме того, в соответствии с п. 8 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, спорные суммы подлежали исключению из расчетного периода при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия.
На основании изложенного судебная коллегия считает вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части законным и обоснованным.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в 2010 году и в 2011 году внесено ряд изменений в законодательные акты, регулирующее спорные правоотношения, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о перерасчете пособия по беременности и родам, в связи с рождением второго ребенка, выплаченного за период с 02 июля 2011 года по 18 ноября 2011 года.
С 01 января 2010 года в России введены новые страховые взносы на отдельные виды обязательного страхования. Они заменили единый социальный налог, который с начала 2010 года отменен. Основой для уплаты новых страховых взносов является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" действующий с 01 января 2010 года.
Постановлением Правительства РФ от 01.03.2011 N 120 внесены изменения в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно которым п. 8 Положения утратил силу с 14.03.2011 и не применим к спорным правоотношениям с 01.01.2011.
Исходя из анализа данных норм, следует, что произведенные работодателем спорные выплаты в рассматриваемый период являются объектом обложения страховыми взносами, поскольку произведены в рамках трудовых отношений, а в связи с неприменением с 01.01.2011 п. 8 Положения, к рассматриваемым правоотношениям, периоды сохранения за работником среднего заработка и начисленные за эти периоды суммы не исключаются из расчетного периода при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия.
Таким образом, выплаченные истцу суммы за время участия в работе комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан на призывных пунктах с 01.01.2011 года в силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" должны включаться в средний заработок истца для исчисления пособия.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа истцу в перерасчете пособия по беременности и родам, выплаченного за период с 02.07.2011 по 18.11.2011, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, как постановленное с нарушением требований норм материального права.
Кроме того, в связи с внесенными изменениями Федеральным законом от 08.12.2010 N 343-ФЗ в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" изменен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года (до 01.01.2011 за 12 месяцев), предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Статьей 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ (ред. от 25.02.2011) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 данного Закона пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
Таким образом, у застрахованного лица появилось право выбора расчета пособия по ранее действовавшему закону, так и по новому порядку (расчетный период - 12 месяцев или 2 календарных года).
Учитывая, что судом не рассмотрены по существу требования истца о включении сумм отпускных в расчет среднего заработка, не проверены доводы истца о том, что включение спорных периодов (с января 2011 по март 2011 - время участия в работе комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан на призывных пунктах) в расчет среднего заработка приведет к увеличению размера пособия, также не определен наиболее выгодный для истца вариант расчета пособия по беременности и родам, а в суде кассационной инстанции устранить допущенные нарушения не представляется возможным, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части отказа в удовлетворении требований об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам за период с 02.07.2011 по 18.11.2011 и выплате пособия в размере 25 692,8 руб., с учетом заработной платы за период работы призывной комиссии, отменить, направив дело в указанной части и в части нерассмотренных требований на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует определить расчетный период, выяснив у истца мнение по варианту расчета пособия, уточнить периоды, когда истец была направлена работодателем в горвоенкомат для исполнения обязанности врача-дерматовенеролога при проведении мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом, а также месяцы, когда она находилась в отпуске, и выплаченные за эти месяцы суммы заработной платы, и разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь ст. 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2011 года, в части отказа в удовлетворении иска П.З. к ГУ РК "Республиканский кожно-венерологический диспансер" об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам и выплатить пособие в размере... руб., с учетом заработной платы за период работы призывной комиссии, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
В части нерассмотренных требований о включении в расчет среднего заработка сумм отпускных - возвратить в суд для принятия решения.
В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу П.З. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 06.02.2012 ПО ДЕЛУ N 33-307/2012
Разделы:Гражданско-правовой договор с работником; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 февраля 2012 г. по делу N 33-307/2012
Судья Маркова Г.Н.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Пристром И.Г., Ушаковой Л.В.,
при секретаре В.,
рассмотрев в судебном заседании 06 февраля 2012 года дело по кассационной жалобе П.З. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2011 года, по которому
в иске П.З. к ГУ РК "Республиканский кожно-венерологический диспансер" об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам и выплатить пособие в размере... руб. с учетом заработной платы за период работы призывной комиссии, об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам за период с августа 2009 года по январь 2010 года отказано.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения представителя П.З. - А.С.А., представителей ГУ РК "Республиканский кожно-венерологический диспансер" А.С.И. и П.Г., представителя ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми Ш., судебная коллегия
установила:
П.З. обратилась в суд с иском к ГУ РК "Республиканский кожно-венерологический диспансер" об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам в связи с рождением первого ребенка, выплаченного за период с августа 2009 года по январь 2010 года, включив в расчетный период месяцы, когда она была откомандирована с основного места работы в горвоенкомат и исполняла обязанности... при проведении мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом, и выплаченные за эти месяцы суммы заработной платы; просила произвести перерасчет пособия по беременности и родам, в связи с рождением второго ребенка, выплаченного за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включив в расчетный период месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь 2010 года и январь, февраль, март 2011 года, когда она была откомандирована с основного места работы в горвоенкомат и исполняла обязанности... при проведении мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом, а также месяцы, когда она находилась в отпуске (июль, август 2010 года, июнь 2011 года), и выплаченные за эти месяцы суммы заработной платы. Одновременно просила взыскать недополученное пособие в размере... руб.
Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика иск не признал.
Представитель ГУ РО ФСС РФ по РК, привлеченный судом в качестве третьего лица, с заявленными требованиями не согласился.
Суд принял приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель не согласна с решением суда, и просит его отменить по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что решение принято судом без учета изменений законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части, по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, П.Э. состоит в трудовых отношениях с ГУ РК "Республиканский кожно-венерологический диспансер" в должности....
Во исполнение обязательств по договору подряда, заключенному между Военным комиссариатом города Сыктывкара и Сыктывдинского района (заказчик) и ГУ "Республиканский кожно-венерологический диспансер МЗ РК", ответчик направлял в спорный период... П.З. для участия в медицинском освидетельствовании лиц, призываемых на военную службу.
По условиям вышеуказанного договора, подрядчик обязался направить своих работников для выполнения по заданию заказчика работы по медицинскому освидетельствованию граждан, а заказчик компенсировать подрядчику расходы, связанные с выплатой среднего заработка без начисления ЕСН на сумму среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, за проведение медицинского освидетельствования.
Согласно приказам N 17-п от 31 марта 2009 года, N 16-к от 25 января 2010 года, N 347-к от 2 сентября 2010 года, N 17-к от 27 января 2011 года истец с 01 апреля 2009 года по 31 августа 2009 года, с 25 января 2010 года по 31 марта 2010 года, с 03 сентября 2010 года по 31 декабря 2010 года, с 31 января 2011 года по 31 марта 2011 года, соответственно, направлялась в отдел военного комиссариата по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району на период проведения медицинского освидетельствования граждан с сохранением средней заработной платы за счет средств ОВК по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району.
Из материалов дела следует, что при расчете пособий по беременности и родам П.З. в связи с рождением как первого, так и второго ребенка, периоды участия истца в комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом и выплаченные за эти месяцы суммы заработной платы ответчиком не включены.
Данный факт послужил основанием для обращения П.Э. в суд с заявленными требованиями.
В возражениях на иск ответчик свои действия по не включению спорных периодов в расчет среднего заработка, при подсчете причитающегося истцу пособия по беременности и родам, мотивировал тем, что денежные средства, поступающие от Военного комиссариата, и выплаченные истцу в спорные периоды, не являются оплатой по трудовому договору, а считаются компенсацией врачу-специалисту среднего заработка.
Данная компенсация не входит в систему оплаты труда и на нее не начисляются страховые взносы на пенсионное страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование, поскольку объекта обложения страховыми взносами для организации не возникает, согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Разрешая заявленные требования и отказывая истцу в иске, суд первой инстанции согласился с вышеприведенными доводами ответчика и исходил из того, что выплаченные истцу работодателем суммы не являлись заработной платой по трудовому договору, а являлись компенсацией работнику среднего заработка по смыслу ст. 164, 165, 170 Трудового кодекса РФ, которая выплачена военным комиссариатом, в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 за счет средств федерального бюджета.
Между тем данный вывод суда является ошибочным.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
Как следует из приказов работодателя о направлении истца в отдел военного комиссариата на период проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих постановке на воинский учет, за П.З. сохранялась средняя заработная плата.
Согласно материалам дела, выплата заработной платы за спорный период производилась истцу на основании данных приказов работодателем, а уже работодателю военкоматом возмещались расходы, в связи с выплатой заработной платы истцу в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 за счет средств федерального бюджета. При этом П.Э. не является стороной по договору подряда, заключенного между военкоматом и ее работодателем, в котором оговорены условия возмещения подрядчику затрат, связанных с выплатой среднего заработка врачам-специалистам.
Таким образом, производимые военкоматом работодателю выплаты действительно носят компенсационный характер согласно вышеприведенным правовым нормам, однако, для работника спорный период являлся периодом, в котором за работником сохраняется средний заработком. Выплаченные в указанный период суммы среднего заработка не относятся к компенсационным выплатам по смыслу ст. 164, 165 Трудового кодекса РФ, как ошибочно полагал суд первой инстанции.
Компенсационные выплаты, согласно ст. 164 Трудового кодекса РФ - это выплаты направленные на возмещение затрат, понесенных работником при исполнении трудовых обязанностей. Примерами таких компенсаций могут служить выплаты за разъездной характер работы, при переезде в другую местность, компенсация за спецодежду и т.п. Как правило, такие выплаты компенсируют материальные затраты работников.
Вместе с тем, ошибочный вывод суда в указанной части не повлиял на законность принятого судом решения об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам, в связи с рождением первого ребенка, выплаченного за период с августа 2009 года по январь 2010 года, в силу следующего.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 09.02.2009, действующей в спорный период) "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ разработано Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375 определяющее особенности порядка исчисления пособия.
На основании вышеприведенных правовых норм, учитывая, что произведенные истцу выплаты, о включении которых в расчетный период для подсчета первого пособия по беременности и родам настаивает истец, не являлись объектом обложения единым социальным налогом, следовательно, они не могли быть включены в расчет среднего заработка.
Кроме того, в соответствии с п. 8 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, спорные суммы подлежали исключению из расчетного периода при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия.
На основании изложенного судебная коллегия считает вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части законным и обоснованным.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в 2010 году и в 2011 году внесено ряд изменений в законодательные акты, регулирующее спорные правоотношения, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о перерасчете пособия по беременности и родам, в связи с рождением второго ребенка, выплаченного за период с 02 июля 2011 года по 18 ноября 2011 года.
С 01 января 2010 года в России введены новые страховые взносы на отдельные виды обязательного страхования. Они заменили единый социальный налог, который с начала 2010 года отменен. Основой для уплаты новых страховых взносов является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" действующий с 01 января 2010 года.
Постановлением Правительства РФ от 01.03.2011 N 120 внесены изменения в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно которым п. 8 Положения утратил силу с 14.03.2011 и не применим к спорным правоотношениям с 01.01.2011.
Исходя из анализа данных норм, следует, что произведенные работодателем спорные выплаты в рассматриваемый период являются объектом обложения страховыми взносами, поскольку произведены в рамках трудовых отношений, а в связи с неприменением с 01.01.2011 п. 8 Положения, к рассматриваемым правоотношениям, периоды сохранения за работником среднего заработка и начисленные за эти периоды суммы не исключаются из расчетного периода при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия.
Таким образом, выплаченные истцу суммы за время участия в работе комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан на призывных пунктах с 01.01.2011 года в силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" должны включаться в средний заработок истца для исчисления пособия.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа истцу в перерасчете пособия по беременности и родам, выплаченного за период с 02.07.2011 по 18.11.2011, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, как постановленное с нарушением требований норм материального права.
Кроме того, в связи с внесенными изменениями Федеральным законом от 08.12.2010 N 343-ФЗ в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" изменен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года (до 01.01.2011 за 12 месяцев), предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Статьей 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ (ред. от 25.02.2011) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 данного Закона пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
Таким образом, у застрахованного лица появилось право выбора расчета пособия по ранее действовавшему закону, так и по новому порядку (расчетный период - 12 месяцев или 2 календарных года).
Учитывая, что судом не рассмотрены по существу требования истца о включении сумм отпускных в расчет среднего заработка, не проверены доводы истца о том, что включение спорных периодов (с января 2011 по март 2011 - время участия в работе комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан на призывных пунктах) в расчет среднего заработка приведет к увеличению размера пособия, также не определен наиболее выгодный для истца вариант расчета пособия по беременности и родам, а в суде кассационной инстанции устранить допущенные нарушения не представляется возможным, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части отказа в удовлетворении требований об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам за период с 02.07.2011 по 18.11.2011 и выплате пособия в размере 25 692,8 руб., с учетом заработной платы за период работы призывной комиссии, отменить, направив дело в указанной части и в части нерассмотренных требований на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует определить расчетный период, выяснив у истца мнение по варианту расчета пособия, уточнить периоды, когда истец была направлена работодателем в горвоенкомат для исполнения обязанности врача-дерматовенеролога при проведении мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом, а также месяцы, когда она находилась в отпуске, и выплаченные за эти месяцы суммы заработной платы, и разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь ст. 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2011 года, в части отказа в удовлетворении иска П.З. к ГУ РК "Республиканский кожно-венерологический диспансер" об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам и выплатить пособие в размере... руб., с учетом заработной платы за период работы призывной комиссии, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
В части нерассмотренных требований о включении в расчет среднего заработка сумм отпускных - возвратить в суд для принятия решения.
В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу П.З. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)