Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2013 N 17АП-12142/2013-АК ПО ДЕЛУ N А50-7391/2013

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2013 г. N 17АП-12142/2013-АК

Дело N А50-7391/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
- от заявителя ЗАО "Кама-ойл" (ОГРН 1075902003660, ИНН 5902211062) - Шарапова А.Ф., доверенность от 14.08.2013, предъявлен паспорт, Чувызгалов А.В., доверенность от 11.01.2013, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5904100537, ОГРН 1025900889002) - Малиновская Л.И., доверенность от 20.10.2013, предъявлено удостоверение;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 августа 2013 года
по делу N А50-7391/2013,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению ЗАО "Кама-ойл"
к Государственному учреждению - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
о об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных внебюджетных органов,

установил:

ЗАО "Кама-ойл" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ ПРО ФСС РФ) от 05.02.2013 N 188 в части занижения облагаемой базы на денежную компенсацию по оплате стоимости путевок на санаторно-курортное лечение в 2009 г. на сумму 201 700 руб., в 2010 г. на сумму 320 000 руб. и доначисления страховых взносов за 2009 г. в сумме 1008,50 руб. за 2010 г. в сумме 1600 руб., доначисления соответствующих пеней и штрафов на указанные суммы.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, ГУ ПРО ФСС РФ обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку судом нарушены нормы материального права. Суд первой инстанции применил законодательство об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, вместо законодательства об обязательной социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Заявленная сумма расходов не подтверждена документально в качестве компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников и их детей. Страхователь не подтвердил документально природу спорных сумм, выплаченных в пользу работников, в связи с чем фондом суммы правомерно были расценены как доход работника, на которые необходимо начислять страховые взносы.
ООО "Кама-ойл" в представленном письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда законно и обоснованно, отсутствуют основания для отмены решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Фондом в результате выездной проверки ЗАО "Кама-ойл" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 составлен акт N 2948н/с от 24.12.2012 и вынесено решение N 188 от 05.02.2013 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Названным решением обществом привлечено к ответственности по п. 1 ст. 19 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ в виде штрафа в сумме 604,01 руб., доначислены страховые взносы в сумме 3020,02 руб., пени в сумме 415,09 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Спорным основанием для доначисления страховых взносов явились выводы проверяющих о не обоснованном не начислении страховых взносов на денежную компенсацию по оплате путевок на санаторно-курортное лечение (которая не подтверждена документально), приобретенных самими сотрудниками в 2009 г. в сумме 201 700 руб., в 2010 г. в сумме 320 000 руб.
В соответствии со ст. 5 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" заявитель является плательщиком страховых взносов на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом, в силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Положениями подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подп. 14 п. 2 ст. 8 Закона N 165-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемых периодах) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей представляла собой один из видов страхового обеспечения.
Согласно ст. 20 Закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации являются любые доходы работника. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
В соответствии с п. 4 Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Перечнем установлен такой вид выплат, на который не начисляются страховые взносы как "стоимость оплачиваемых работодателем путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей" (п. 16 Постановления Правительства РФ от 07.07.1999 N 765 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации"), что предполагает оплату путевки работнику и членам его семьи для поездки в санаторий или иное аналогичное учреждение (непосредственное приобретение путевки с передачей работнику или возмещение стоимости приобретенной работников путевки самостоятельно).
С 01.01.2010 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для него, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, согласно п. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Как указано выше, из материалов дела усматривается, что общество частично за счет собственных средств компенсировало своим работникам стоимость путевок и отдыха сотрудникам и их детям. Сотрудники оплачивали только часть стоимости путевки или отдыха.
На основании буквального содержания вышеизложенных норм апелляционный суд считает, что частичная оплата стоимости приобретаемых для них путевок производится не в связи с наличием трудового договора, что не позволяет классифицировать такие выплаты как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12.
Между тем, из решения фонда следует, что факт несения расходов не подтвержден документально.
Данное обстоятельство не было предметом оценки суда первой инстанции.
Фактически в судебном заседании суда апелляционной инстанции от 28.10.2013 представитель общества просил приобщить первичные документы, подтверждающие понесенные расходы. При этом, представитель полагает, что фактически фондом при принятии решения было отказано в принятии расходов по компенсации по оплате отдыха членам семей.
Представитель фонда возражает против удовлетворения ходатайства о приобщении документов к материалам дела, указывает на то, что в ходе проверки документы представлены не были.
Поскольку суд апелляционной инстанции не мог оценить представленные документы на предмет достаточности и относимости к предмету спора, с учетом необходимости установления фактических обстоятельства по делу и исследования судом апелляционной инстанции доказательств по делу, представленных сторонами, суд пришел к выводу о невозможности рассмотрения апелляционной жалобы в данном судебном заседании и необходимости отложения судебного разбирательства.
Определением об отложении судебного заседания от 28.10.2013 на ЗАО "Кама-ойл" была возложена обязанность в срок до 08.11.2013 представить в ГУ ПРО ФСС РФ спорные документы по реестру с указанием на конкретный документ, а ГУ ПРО ФСС РФ обязано было осуществить проверку представленных обществом документов и представить анализ относительно представленных документов суду апелляционной инстанции.
Фондом были представлены соответствующие расчеты.
Так фондом установлено и не оспаривается обществом, в 2009-2010 гг. была выплачена компенсация в сумме 100 000 руб. (2009 г.) и 50 000 руб. (2010 г.) работникам на оплату путевок на санаторно-курортное лечение, которая не подтверждена документально.
Представитель общества в судебном заседании пояснил, что действительно относительно спорных сумм отсутствуют договоры на приобретение путевок и ссылается на трудовые договоры с работниками, согласно которым работникам (руководящий состав) не нужно предоставлять никаких документов в подтверждение целевого назначения перечисленных средств.
Между тем, согласно введенной с 01.08.2008 в обществе социальной поддержки работников ЗАО "Кама-ойл" для оздоровления работников предоставляется материальная помощь к отпуску и компенсация стоимости путевок в размерах и порядке, предусмотренном положением и в пределах средств утвержденных в бюджете общества на эти цели (п. 5.2).
Пунктом 5.4.2 определен предельный размер компенсации стоимости путевки для различных категорий работников.
При этом, для своевременного перечисления денежных средств и возмещения затрат на санаторно-курортное лечение и оздоровление работник предоставляет счет на оплату путевки, выписанный на имя работника или квитанцию об оплате путевки за наличный расчет. При приобретении путевки стоимостью выше 20 000 руб. для работников и выше 17 000 руб. для детей работников разница между фактической стоимостью и размером предоставляемой компенсации вносится работником самостоятельно в кассу продавца путевки.
Таким образом, данное соглашение не предусматривает исключений относительно предоставления подтверждающих документов.
С учетом изложенного, поскольку в отношении указанных сумм невозможно подтвердить целевое назначение выплаченных сумм как компенсаций по оплате путевок, то обществом неправомерно данные суммы исключены при начислении страховых взносов.
Между тем, в отношении остальных сумм (101 700 руб. - 2009 г. и 270 000 руб. - 2010 г.) общество представило надлежащие доказательства несения расходов и факт их целевого использования.
Указание фонда на неправомерность исключения данных сумм при начислении страховых взносов не соответствует изложенному ранее законодательству. Частичная оплата стоимости приобретаемых путевок производится не в связи с наличием трудового договора, что не позволяет классифицировать такие выплаты как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений, в связи с чем они не подлежат обложению страховыми взносами.
При изложенных обстоятельствах, требования общества подлежат частичному удовлетворению, соответственно решение суда первой инстанции также подлежит частичной отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 270 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 22.08.2013 по делу N А50-7391/2013 отменить в части, изложив абзац 1 резолютивной части решения в новой редакции:
"Признать недействительным решение Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 05.02.2013 N 188 в части выводов о занижении облагаемой базы на денежную компенсацию по оплате стоимости путевок в 2009 г. на сумму 101 700 руб., в 2010 г. на сумму 270 000 руб., начисления соответствующих сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В удовлетворении остальной части требований отказать.".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА

Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
С.Н.САФОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)