Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 13.03.2013 ПО ДЕЛУ N А05-11661/2012

Разделы:
Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2013 г. по делу N А05-11661/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И., рассмотрев 12.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Дзюбы Любови Николаевны на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.10.2012 (судья Пигурнова Н.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 (судьи Осокина Н.Н., Смирнов В.И., Чельцова Н.С.) по делу N А05-11661/2012,

установил:

Индивидуальный предприниматель Дзюба Любовь Николаевна (ОГРНИП 308290222400030) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 163045, город Архангельск, проспект Обводного канала, дом 119, ОГРН 1022900516264 (далее - Фонд), от 14.06.2012 N 1203с/с о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением суда первой инстанции от 26.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.12.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Дзюба Л.Н., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные ими решение и постановление и принять по данному делу новый судебный акт - об удовлетворении требования о признании недействительным оспариваемого решения Фонда.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела (лист дела 24) индивидуальный предприниматель Дзюба Л.Н. 01.10.2009 приняла на работу Вахрамееву Татьяну Николаевну на должность уборщицы.
Из листка нетрудоспособности N 029 023 667 604 (лист дела 25), выданного Северодвинской городской больницей N 1, следует, что в период с 17.04.2012 по 26.04.2012 Вахромеева Т.Н. была освобождена от работы по причине болезни.
За указанный период предприниматель Дзюба Л.Н. выплатила работнице пособие по временной нетрудоспособности в размере 2122 руб. 30 коп. (лист дела 27). При этом расчет пособия по временной нетрудоспособности произведен исходя из среднего дневного заработка, исчисленного из минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) с учетом районного коэффициента (лист дела 26).
В мае 2012 года предприниматель Дзюба Л.Н. обратилась в Фонд с заявлением о выделении средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе в сумме 1485 руб. 61 коп. по больничному листу N 029 023 667 604 (лист дела 32).
Фонд провел камеральную проверку правильности определения предпринимателем Дзюба Л.Н. расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составил акт от 12.05.2012 N 1203 с/с.
Рассмотрев материалы проверки с учетом представленных заявителем возражений, Фонд вынес решение от 14.06.2012 N 1203с/с о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Этим решением предпринимателю Дзюба Л.Н., в частности, отказано в возмещении расходов, произведенных ею на выплату пособия по временной нетрудоспособности в сумме 328 руб. 72 коп.
Основанием для принятия этого решения послужил вывод Фонда об излишней (в сумме 328 руб. 72 коп.) выплате пособия по временной нетрудоспособности Вахрамеевой Т.Н. по листку нетрудоспособности N 029 023 667 604 за период с 17.04.2012 по 26.04.2012 в связи с применением районного коэффициента к сумме среднего дневного заработка, исчисленного из МРОТ.
Предприниматель не согласилась с решением от 14.06.2012 N 1203с/с в части отказа в возмещении 328 руб. 72 коп. и обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что принятые по делу решение и постановление подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Выплата пособий по временной нетрудоспособности является одной из социальных гарантий, установленной государством и закрепленной в статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в статье 14 Закона N 255-ФЗ, а также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Таким образом, при расчете среднего заработка для исчисления суммы пособия, приходящегося на январь - декабрь 2012 года, расчетным периодом будут считаться 2010 и 2011 годы.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 ТК РФ).
В соответствии со статьями 316 и 317 ТК РФ размеры районного коэффициента и процентной надбавки, а также порядок их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.01.1992 N 176-р на территориях Архангельской области, отнесенных к районам Крайнего Севера, вводится единый районный коэффициент в размере 1,4.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам (часть 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ).
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, приведен в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Учитывая, что указанный перечень является исчерпывающим, а также то, что доплаты в виде районных коэффициентов, являющиеся составной частью заработной платы, в нем не поименованы, такие выплаты признаются объектом обложения страховыми взносами.
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 этой статьи, не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТу, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ.
В спорный период (апрель 2012 года) МРОТ установлен в сумме 4611 руб. в месяц (статья 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").
С 1 января 2011 года для определения размера пособия по временной нетрудоспособности рассчитывают величину среднего дневного заработка. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, на 730 (часть 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 4 этой же статьи размер дневного пособия по временной нетрудоспособности исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 7 Закона N 255-ФЗ.
Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности (часть 5 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
В данном случае сумма среднего дневного заработка за полный календарный месяц сотрудника на основании данных о заработной плате за 2010 и 2011 годы составит (60 597 руб. 05 коп. + 60 046 руб. 65 коп.)/730 дн. = 165 руб. 27 коп.
Средний заработок за апрель 2012 года будет равен 165 руб. 27 коп. x 30 дней = 4958 руб. 10 коп., что больше установленного МРОТ (4611 руб.).
Однако предприниматель Дзюба Л.Н. полагает, что поскольку оплата труда работника производится с учетом районного коэффициента, то для сравнения МРОТ, установленный на день наступления страхового случая, должен быть скорректирован на районный коэффициент, а следовательно, составит 4611 руб. х 1,4 = 6455 руб. 40 коп. Поэтому в данном случае средний заработок за апрель 2012 года меньше установленного МРОТ.
Суды первой и апелляционной инстанций признали позицию заявителя несостоятельной, основанной на неверном истолковании положений Закона N 255-ФЗ и Положения N 375.
Как указали суды, согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пунктах 8 и 9 названного Положения.
При назначении пособий по временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера, установленные частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ правила применяются, если средний дневной заработок, исчисленный за расчетный период, меньше среднего дневного заработка, исчисленного исходя из МРОТ.
Из содержания статьи 14 Закона N 255-ФЗ и пункта 15 Положения N 375 не следует, что МРОТ для сравнения со средним заработком работника увеличивается на районный коэффициент.
В Законе N 255-ФЗ и Положении N 375 приводятся случаи, когда МРОТ увеличивается на районный коэффициент.
Так, согласно части 2 статьи 8 Закона N 255-ФЗ и пункту 22 Положения N 375 при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 статьи 8 названного Закона и пункта 21 Положения, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов:
Пунктом 6 статьи 7 Закона N 255-ФЗ также установлено, что застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов.
В соответствии с пунктом 11.1 Положения N 375 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 120), в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Проанализировав содержание указанной нормы, суды пришли к выводу, что при исчислении пособий в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (при отсутствии в расчетном периоде у работника заработка либо в случае, если его средний заработок за полный календарный месяц меньше МРОТ) в силу пункта 11.1 Положения N 375 районный коэффициент следует применять к уже начисленному размеру пособия - на него нужно умножить исчисленную сумму пособия по временной нетрудоспособности.
Этот вывод судов соответствует позиции Фонда социального страхования Российской Федерации, приведенной в письме от 11.03.2011 N 14-03-18/05-2129 "О направлении постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 120".
Ввиду изложенного кассационная инстанция полагает, что суды обеих инстанций обоснованно отклонили довод предпринимателя Дзюбы Л.Н. о том, что при сравнении среднего заработка работника, рассчитанного за расчетный период (в данном случае за 2010 и 2011 годы), в расчете за полный календарный месяц с МРОТ, установленным федеральным законом на день наступления страхового случая, МРОТ увеличивается на районный коэффициент.
Однако, по мнению кассационной инстанции, суды при рассмотрении дела не учли следующее.
Согласно имеющей в материалах дела трудовой книжке Вахрамеевой Т.Н. это лицо приступило к работе по трудовому договору в районах Крайнего Севера до 01.01.2007.
До 1 января 2010 года действовала статья 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в соответствии с которой в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше установленного законодательством максимального размера пособия (пункт 2 статьи 6, часть 1 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
Вместе с тем отмена этой статьи в силу статьи 17 Закона N 255-ФЗ не означает прекращение к гражданам, которые до 1 января 2007 года приступили к работе в районах Крайнего Севера по трудовому договору, применения в отношении пособий по временной нетрудоспособности районных коэффициентов и процентной надбавки.
Таким образом, если в 2012 году на момент наступления болезни или травмы работник трудится в районах Крайнего Севера и трудился там до 1 января 2007 года, то пособие по временной нетрудоспособности должно выплачиваться в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше действующего максимального размера пособия, установленного федеральным законом.
В законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, ограничивающие применение к работнику данного порядка выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в случае если до момента наступления нетрудоспособности трудовая деятельность работника в районах Крайнего Севера прерывалась.
Для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 347н. Данный бланк заполняется в соответствии с Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н. Если сотрудник относится к категориям граждан, выплата пособий которым имеет особенности, то это необходимо отметить в строке "Условия исчисления" листка нетрудоспособности, в частности, указать код 44 - как лицу, приступившему к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 2007 года и продолжающему работать в этих местностях.
В Методических указаниях о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81, не признанных утратившими силу в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, указано, что пособие по временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом, если по состоянию на 31.12.2006 они имели право на пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Имеющие существенное значение для правильного разрешения спора обстоятельства дела судами при вынесении обжалуемых актов были оставлены без должного исследования и правовой оценки. Для принятия обоснованного и законного решения по данному делу требуется проверка наличия (или отсутствия) у спорного работника права на получение пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с нормой статьи 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо разрешить дело на основе всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств, дать оценку всем доводами сторон, после чего, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение по существу спора.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.10.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 по делу N А05-11661/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.

Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА

Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Л.И.КОРАБУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)