Судебные решения, арбитраж
Трудовой договор о работе по совместительству; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 23.10.2013 Богданова В.Л.;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 02.12.2013 Вяль Наталья Михайловна;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.08.2013 по делу N А32-11514/2013, принятое судьей Руденко Ф.Г.,
по заявлению негосударственного образовательного учреждения "Учебно-методический центр "Профессионал"
к заинтересованному лицу государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными решений N 1774 и N 274 от 28.12.2012,
установил:
Негосударственное образовательное учреждение "Учебно-методический центр Профессионал" обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительными решений N 1774 и N 274 от 28.12.2012, вынесенных филиалом N 4 государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2013 оспариваемые решения признаны недействительными. Суд пришел к выводу, что в течение переходного периода (в 2011 и 2012 годах) застрахованное лицо имеет право выбора наиболее выгодного порядка расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Законом не закреплено, что порядок расчета пособия по беременности и родам должен быть единым в случае, если застрахованное лицо трудоустроено у нескольких работодателей.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд социального страхования обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и прекратить производство по делу, сославшись на то, что в данном случае пособие должно быть исчислено по одному и тому же принципу как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству. По основному месту работы работником избран способ расчета, вступивший в силу после 01.01.2011 (с учетом заработка за два года, предшествующих наступлению страхового случая), следовательно, аналогичный способ должен быть избран и при расчете пособия по месту работы по совместительству, где работник не проработал 2 года, в связи с чем расчет пособия по избранному способу невозможен.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель не согласился с доводами фонда, указав, что суд правомерно признал решения филиала N 4 ГУ КРО ФСС РФ в отказе в возмещении расходов на выплату пособия по беременности и родам N 1774 и N 274 от 28.12.2012 г. недействительными, т.к. они противоречат нормам законодательства в части обеспечения пособиями работающих граждан.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласился. Ходатайствовал о процессуальной замене негосударственного образовательного учреждения "Учебно-методический центр Профессионал" на ООО "Профессионал" в связи с реорганизацией путем изменения организационно-правовой формы юридического лица (преобразования).
Суд, руководствуясь частью 1 статьи 48 АПК РФ, а также учитывая представленные заявителем доказательства реорганизации (свидетельство о постановке на налоговый учет, о государственной регистрации в качестве юридического лица, выписка из ЕГРЮЛ, приказ о назначении директора, протокол общего собрания, протокол внеочередного собрания учредителей), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения ходатайства и осуществления процессуальной замены негосударственного образовательного учреждения "Учебно-методический центр Профессионал" на ООО "Профессионал".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, работник Савченко Г.В. принята на работу в НОУ УМЦ "Профессионал" с 02.04.2012 на должность юрисконсульта на условиях внешнего совместительства сроком на один год, с должностным окладом в размере 15000 рублей согласно штатному расписанию и трудовому договору от 02.04.2012 г. Основным местом работы Савченко Г.В. является ЗАО "Новорос-Аудит".
В ЗАО "Новорос-Аудит" указанный работник работает с 04.07.2001 в должности юрисконсульта, с 15.11.2003 переведена на должность юриста-аудитора в связи с присвоением квалификации аудитора (квалификационный аттестат от 12.11.2003 N 008079).
29.08.2012 Савченко Г.В. выдан листок нетрудоспособности N 056141056697 по беременности и родам за период с 29.08.2012 по 15.01.2013. По ее заявлению расчет пособия по беременности и родам НОУ УМЦ "Профессионал" произвел в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в редакции Федерального закона от 25.02.2011, т.е. из заработка за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. Сумма пособия по беременности и родам составила 78 099 рублей.
По основному месту работы Савченко Г.В. начислено и выплачено пособие по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности N 050521680422 за период с 29.08.2012 по 15.01.2013 в размере 108675 рублей. Расчет пособия произведен по законодательству, действовавшему с 01.01.2011 г., в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.12.2010 г. N 343-ФЗ, т.е. из заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.
07.11.2012 в филиал N 4 обратилось негосударственное образовательное учреждение "Учебно-методического центра "Профессионал" с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 3 квартал 2012 в виде пособия по беременности и родам в сумме 72 354 руб. 85 коп.
Решениями Филиала N 4 ГУ КРО ФСС РФ N 1774 и N 274 от 28.12.2012, вынесенными на основании акта камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 1774 от 30.11.2012, обществу отказано в выделении средств на возмещение расходов, произведенных заявителем на выплату пособия по беременности и родам своему сотруднику, работающему на условиях внешнего совместительства, и не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 78.099 руб.
Причиной отказа в выделении средств на возмещение расходов и отказа в принятии к зачету суммы выплаченного пособия по беременности и родам, как следует из оспариваемых решений, является то, что сотруднику по внешнему совместительству расчет пособия произведен исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, в то время как по основному месту работы - исходя из заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, а также сам факт выплаты пособий по двум местам работы.
Заинтересованное лицо в акте камеральной проверки, решениях по акту, отзыве и апелляционной жалобе считает, что по всем местам работы по одному и тому же страховому случаю порядок назначения, расчета и выплаты пособия по беременности и родам женщине должен быть выбран одинаковый.
Заинтересованное лицо утверждает, ссылаясь на статью 3 Закона от 08.12.2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", что в период с 1 января 2011 по 31 декабря 2012 пособия по беременности и родам по заявлению застрахованного лица могут быть исчислены и выплачены по нормам Закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, однако указанная норма предусматривает выбор единого порядка для назначения, исчисления и выплаты пособия.
Суд апелляционной инстанции считает указанную позицию фонда ошибочной по следующим основаниям.
На основании ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя.
Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" определено, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, в том числе, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 данной статьи).
Статьей 2 Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ "О внесении изменений в ст. 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и ст. 2, 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" изложена в новой редакции, согласно которой положения Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции данного Федерального закона) применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим со дня вступления в силу указанного Федерального закона, за исключением случаев, указанных в ч. 2 и 3 названной статьи.
Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
По страховым случаям, наступившим до дня вступления в силу указанного Федерального закона, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции данного Федерального закона) за период со дня вступления в силу названного Федерального закона, если размер соответствующего пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции данного Федерального закона), превышает размер соответствующего пособия, полагающийся по нормам указанного Федерального закона в редакции, действовавшей до дня вступления в силу названного Федерального закона.
Данный Закон вступает в силу со дня опубликования, то есть с 28.02.2011, и распространяет свою силу на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
Таким образом, Федеральным законом от 25.02.2011 N 21-ФЗ "О внесении изменений в ст. 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и ст. 2, 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлен на два года (с 01.01.2011 по 31.12.2012) переходный период по применению порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, позволяющего застрахованным лицам выбрать наиболее выгодный порядок расчета пособий.
По заявлению застрахованного лица пособия могут быть назначены в соответствии с порядком, действовавшим до 01.01.2011 (исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 месяцев), или по нормам Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ (исходя из среднего дневного заработка, рассчитанного за последние 2 календарных года).
Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что в течение переходного периода (в 2011 и 2012 годах) застрахованное лицо имеет право выбора наиболее выгодного порядка расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Законом не закреплено, что порядок расчета пособия по беременности и родам должен быть единым в случае, если застрахованное лицо трудоустроено у нескольких работодателей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2013 по делу N А32-11514/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2013 N 15АП-17923/2013 ПО ДЕЛУ N А32-11514/2013
Разделы:Трудовой договор о работе по совместительству; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. N 15АП-17923/2013
Дело N А32-11514/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 23.10.2013 Богданова В.Л.;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 02.12.2013 Вяль Наталья Михайловна;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.08.2013 по делу N А32-11514/2013, принятое судьей Руденко Ф.Г.,
по заявлению негосударственного образовательного учреждения "Учебно-методический центр "Профессионал"
к заинтересованному лицу государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными решений N 1774 и N 274 от 28.12.2012,
установил:
Негосударственное образовательное учреждение "Учебно-методический центр Профессионал" обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительными решений N 1774 и N 274 от 28.12.2012, вынесенных филиалом N 4 государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2013 оспариваемые решения признаны недействительными. Суд пришел к выводу, что в течение переходного периода (в 2011 и 2012 годах) застрахованное лицо имеет право выбора наиболее выгодного порядка расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Законом не закреплено, что порядок расчета пособия по беременности и родам должен быть единым в случае, если застрахованное лицо трудоустроено у нескольких работодателей.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд социального страхования обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и прекратить производство по делу, сославшись на то, что в данном случае пособие должно быть исчислено по одному и тому же принципу как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству. По основному месту работы работником избран способ расчета, вступивший в силу после 01.01.2011 (с учетом заработка за два года, предшествующих наступлению страхового случая), следовательно, аналогичный способ должен быть избран и при расчете пособия по месту работы по совместительству, где работник не проработал 2 года, в связи с чем расчет пособия по избранному способу невозможен.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель не согласился с доводами фонда, указав, что суд правомерно признал решения филиала N 4 ГУ КРО ФСС РФ в отказе в возмещении расходов на выплату пособия по беременности и родам N 1774 и N 274 от 28.12.2012 г. недействительными, т.к. они противоречат нормам законодательства в части обеспечения пособиями работающих граждан.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласился. Ходатайствовал о процессуальной замене негосударственного образовательного учреждения "Учебно-методический центр Профессионал" на ООО "Профессионал" в связи с реорганизацией путем изменения организационно-правовой формы юридического лица (преобразования).
Суд, руководствуясь частью 1 статьи 48 АПК РФ, а также учитывая представленные заявителем доказательства реорганизации (свидетельство о постановке на налоговый учет, о государственной регистрации в качестве юридического лица, выписка из ЕГРЮЛ, приказ о назначении директора, протокол общего собрания, протокол внеочередного собрания учредителей), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения ходатайства и осуществления процессуальной замены негосударственного образовательного учреждения "Учебно-методический центр Профессионал" на ООО "Профессионал".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, работник Савченко Г.В. принята на работу в НОУ УМЦ "Профессионал" с 02.04.2012 на должность юрисконсульта на условиях внешнего совместительства сроком на один год, с должностным окладом в размере 15000 рублей согласно штатному расписанию и трудовому договору от 02.04.2012 г. Основным местом работы Савченко Г.В. является ЗАО "Новорос-Аудит".
В ЗАО "Новорос-Аудит" указанный работник работает с 04.07.2001 в должности юрисконсульта, с 15.11.2003 переведена на должность юриста-аудитора в связи с присвоением квалификации аудитора (квалификационный аттестат от 12.11.2003 N 008079).
29.08.2012 Савченко Г.В. выдан листок нетрудоспособности N 056141056697 по беременности и родам за период с 29.08.2012 по 15.01.2013. По ее заявлению расчет пособия по беременности и родам НОУ УМЦ "Профессионал" произвел в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в редакции Федерального закона от 25.02.2011, т.е. из заработка за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. Сумма пособия по беременности и родам составила 78 099 рублей.
По основному месту работы Савченко Г.В. начислено и выплачено пособие по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности N 050521680422 за период с 29.08.2012 по 15.01.2013 в размере 108675 рублей. Расчет пособия произведен по законодательству, действовавшему с 01.01.2011 г., в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.12.2010 г. N 343-ФЗ, т.е. из заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.
07.11.2012 в филиал N 4 обратилось негосударственное образовательное учреждение "Учебно-методического центра "Профессионал" с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 3 квартал 2012 в виде пособия по беременности и родам в сумме 72 354 руб. 85 коп.
Решениями Филиала N 4 ГУ КРО ФСС РФ N 1774 и N 274 от 28.12.2012, вынесенными на основании акта камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 1774 от 30.11.2012, обществу отказано в выделении средств на возмещение расходов, произведенных заявителем на выплату пособия по беременности и родам своему сотруднику, работающему на условиях внешнего совместительства, и не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 78.099 руб.
Причиной отказа в выделении средств на возмещение расходов и отказа в принятии к зачету суммы выплаченного пособия по беременности и родам, как следует из оспариваемых решений, является то, что сотруднику по внешнему совместительству расчет пособия произведен исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, в то время как по основному месту работы - исходя из заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, а также сам факт выплаты пособий по двум местам работы.
Заинтересованное лицо в акте камеральной проверки, решениях по акту, отзыве и апелляционной жалобе считает, что по всем местам работы по одному и тому же страховому случаю порядок назначения, расчета и выплаты пособия по беременности и родам женщине должен быть выбран одинаковый.
Заинтересованное лицо утверждает, ссылаясь на статью 3 Закона от 08.12.2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", что в период с 1 января 2011 по 31 декабря 2012 пособия по беременности и родам по заявлению застрахованного лица могут быть исчислены и выплачены по нормам Закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, однако указанная норма предусматривает выбор единого порядка для назначения, исчисления и выплаты пособия.
Суд апелляционной инстанции считает указанную позицию фонда ошибочной по следующим основаниям.
На основании ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя.
Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" определено, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, в том числе, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 данной статьи).
Статьей 2 Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ "О внесении изменений в ст. 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и ст. 2, 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" изложена в новой редакции, согласно которой положения Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции данного Федерального закона) применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим со дня вступления в силу указанного Федерального закона, за исключением случаев, указанных в ч. 2 и 3 названной статьи.
Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
По страховым случаям, наступившим до дня вступления в силу указанного Федерального закона, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции данного Федерального закона) за период со дня вступления в силу названного Федерального закона, если размер соответствующего пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции данного Федерального закона), превышает размер соответствующего пособия, полагающийся по нормам указанного Федерального закона в редакции, действовавшей до дня вступления в силу названного Федерального закона.
Данный Закон вступает в силу со дня опубликования, то есть с 28.02.2011, и распространяет свою силу на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
Таким образом, Федеральным законом от 25.02.2011 N 21-ФЗ "О внесении изменений в ст. 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и ст. 2, 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлен на два года (с 01.01.2011 по 31.12.2012) переходный период по применению порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, позволяющего застрахованным лицам выбрать наиболее выгодный порядок расчета пособий.
По заявлению застрахованного лица пособия могут быть назначены в соответствии с порядком, действовавшим до 01.01.2011 (исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 месяцев), или по нормам Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ (исходя из среднего дневного заработка, рассчитанного за последние 2 календарных года).
Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что в течение переходного периода (в 2011 и 2012 годах) застрахованное лицо имеет право выбора наиболее выгодного порядка расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Законом не закреплено, что порядок расчета пособия по беременности и родам должен быть единым в случае, если застрахованное лицо трудоустроено у нескольких работодателей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2013 по делу N А32-11514/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)