Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.09.2013 N 33-3094-2013

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2013 г. N 33-3094-2013


Судья: Гедыма О.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе: председательствующего Симакова А.В.
судей Самойленко В.Г.
Койпиш В.В.
при секретаре Б.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Б.Н. к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области" о взыскании надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы,
по апелляционной жалобе Б.Н. на решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 05 июня 2013 года, по которому постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Б.Н. к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области" о взыскании заработной платы в виде надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100% должностного оклада за _ _ _ _ года - отказать."
Заслушав доклад судьи Симакова А.В. объяснения Б.Н. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Б.Н. обратился в суд с иском к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области" (далее ФКУ "УФО МО") о взыскании надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы.
В обоснование иска истец указал, что работает в должности *** (***) - войсковая часть 77360-Х. В соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ от 10.11.2008 N 555, а также в соответствии с приказом командира войсковой части 77360 от _ _ N * и п. 1 дополнительного соглашения от _ _ к трудовому договору N *, при приеме на работу ему была установлена процентная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100%. С _ _ распоряжением ФКУ "УФО МО РФ по Мурманской области" данная выплата была прекращена. Данные действия ответчика находит незаконными и необоснованными, поскольку выплата стимулирующей надбавки в указанном размере является существенным условием трудового договора и частью его заработной платы.
Склад по *** (***) является отдельным структурным подразделением (воинской частью) войсковой части 77360, ведущим самостоятельное хозяйство. В состав склада входит отдел, ранее существовавший как отдельная воинская часть. Численность гражданского персонала склада составляет *** человек, в том числе *** рабочих должностей.
В соответствии с требованиями приказа МО РФ от 10.11.2008 года N 555 выплаты стимулирующего характера, в том числе и надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы командирам воинских частей устанавливается их руководителями (работодателями) при условии выполнения установленных показателей и согласования с распорядителем бюджетных средств не требуется. Претензий по работе у начальника склада за весь период работы истца не было, показатели численности и состава подчиненного гражданского персонала соответствуют данным требованиям. Об изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также причинах невыплаты, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель истца не уведомлял. Просит обязать ответчика выплатить надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100% должностного оклада за _ _ года в сумме *** р.*** к.
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно исковые требования уточнял, увеличивая их размер, просил взыскать с ответчика надбавку за *** 2013 года в общем размере *** рублей *** копейки.
Истец Б.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что ФКУ "УФО МО" осуществляет финансирование воинских частей и организаций, расположенных по Мурманской области на основании заключенных с ними договоров обслуживания. Система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций, в том числе и работников у соответствующего работодателя определена приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 N 555. Основанием для содержания гражданского персонала воинских частей и организаций является штат, согласно которому склад (***) относится к структурным подразделениям *** Центра материально-технического обеспечения Северного флота (далее *** ЦМТО, войсковая часть 77360). Таким образом, руководителем бюджетного учреждения (воинской части) является командир войсковой части 77360. Истец является *** структурного подразделения *** ЦМТО, а не бюджетного учреждения (воинской части). Поскольку пунктом 4 Общих положений (приложение N 2 к приказу Минобороны РФ приказа от 10.11.2008 N 555) определено, что по согласованию с соответствующим распорядителем средств федерального бюджета надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы устанавливается заместителям руководителей бюджетных учреждений и воинских частей, а заместители начальников структурных подразделений Центров (материально-технического обеспечения военных округов, флотов) данным пунктом не поименованы, оснований для установления надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы заместителю начальника склада Б.Н. не имеется. Также указала, что выплата надбавки производится за счет средств экономии фонда оплаты труда. Произвести выплату надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы так же не представляется возможным ввиду отсутствия реальной экономии фонда заработной платы исходя из доведенных лимитов бюджетных обязательств. Пояснила, что ФКУ "УФО МО" в адрес командира воинской части 77360 направлялось письмо об отказе в согласовании надбавки на _ _ год. Просила в иске отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица войсковой части 77360-Х, привлеченного к участию в деле, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался судом надлежащим образом, мнения по иску не представил.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Б.Н. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм процессуального и материального права.
В обоснование жалобы приводит доводы послужившие основанием для обращения в суд.
Кроме того указывает, что как следует из пояснений представителя ответчика, выплата надбавки производится из средств экономии фонда оплаты труда, а поскольку отсутствует реальная экономия фонда выплату произвести невозможно, кроме того, в адрес командира части 77360 направлялось письмо об отказе в согласовании надбавки на _ _ год.
Считает, что отсутствие экономии ФОТ не являющимся основанием для отказа в выплате надбавки в _ _ году, поскольку приложение N 3 к приказу МО N 555 гласит в п. 5., что при расчете годового фонда оплаты труда учитываются: г) выплаты стимулирующего характера (в расчете на год): надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы по установленным настоящим приказом должностям - в размере 12 должностных окладов. Неисполнение ответчиком положений о правилах формирования ФОТ не освобождает работодателя, а во взаимосвязи с ним и ответчика, как распорядителя бюджетных средств от выплаты установленной трудовым договором надбавки.
Таким образом, при формировании бюджета фонда оплаты труда на *** год ответчик обязан был учесть наличие трудового договора, устанавливающего бессрочную выплату надбавки и заложить соответствующую сумму в ФОТ.
Таким образом, учитывая, что надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы предусмотрена трудовым договором истца и локальными нормативными актами, прекращение ее выплаты в одностороннем порядке распорядителем бюджетных средств, без предупреждения работника (вне зависимости от предупреждения работодателя), является незаконным.
На основании изложенного, просит решение Ленинского районного суда г. Мурманска по иску Б.Н. к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области" о взыскании надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы - отменить и принять по делу новое решение - исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: представитель ответчика ФКУ "УФО МО", представители третьего лица - войсковой части 77360-Х, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Суд подробно исследовал представленные сторонами доказательства и применил надлежащий закон.
Согласно ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Согласно статье 21 ТК РФ, работник, имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В силу ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 129 ТК РФ определено, что стимулирующие выплаты являются частью заработной платы.
В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 555 от 10.11.2008 (далее - приказ МО РФ N 555 от 10.11.2008), утверждены условия оплаты труда гражданского персонала, размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации; положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации; порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом установлено, что заработная плата гражданского персонала воинских частей состоит из оклада, компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).
В соответствии с пунктом 4 раздела I приложения N 2 к приказу МО РФ N 555 от 10.11.2008 заместителям руководителей бюджетных учреждений и воинских частей, главным бухгалтерам, руководителям структурных подразделений, специалистам и рабочим размеры и условия выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются руководителями бюджетных учреждений и воинских частей в соответствии с положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами).
Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы до 100 процентов должностного оклада устанавливается: заместителям руководителей бюджетных учреждений и воинских частей; главным бухгалтерам бюджетных учреждений (филиалов бюджетных учреждений) и воинских частей (в том числе начальникам служб (отделов, отделений, частей) (финансовых) - главным бухгалтерам, начальникам отделов (отделений, частей) (финансовых), начальникам отделов (проверки и акцепта счетов за воинские перевозки) территориальных управлений военных сообщений); начальникам межрегиональных финансовых инспекций, их заместителям и начальникам отделов межрегиональных финансовых инспекций; главным инженерам организаций Вооруженных Сил, осуществляющих производственную деятельность и главным лесничим (главным государственным инспекторам по охране леса) военных лесничеств; начальникам филиалов комплексных баз материально-технического обеспечения, военных учебно-научных центров, военных академий, военного университета, военных санаториев и их заместителям; начальникам филиалов госпиталей; начальникам госпиталей, лечебно-диагностических (консультативно-диагностических) центров, поликлиник, являющихся структурными подразделениями главных (центральных, окружных (флотских) военных клинических госпиталей), и их заместителям; начальникам центров (отделов) социального обеспечения военных комиссариатов и их заместителям; начальникам отделов (муниципальных) военных комиссариатов субъектов Российской Федерации; начальникам отделений (по работе с верующими военнослужащими) и их помощникам, помощникам командующих флотами (по работе с верующими военнослужащими), помощникам командиров (начальников) (по работе с верующими военнослужащими).
Указанный перечень должностей является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В силу п. 4 раздела I приложения N 2 к приказу МО РФ N 555 от 10.11.2008 стимулирующие выплаты устанавливаются и выплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы. Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы устанавливается по согласованию с соответствующим распорядителем средств федерального бюджета и при условии выполнения показателей, установленных положением об оплате труда (коллективным договором, иным локальным нормативным актом).
Пунктами 66 - 69 раздела III приложения N 2 к приказу МО РФ N 555 от 10.11.2008 определено, что выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы гражданскому персоналу производится по результатам работы за месяц, квартал, год, за счет средств экономии фонда оплаты труда.
В соответствии с пунктом 7 Порядка формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала (приложение N 3 к приказу МО РФ N 555 от 10.11.2008) представленный на утверждение расчет годового фонда оплаты труда проверяется соответствующим распорядителем средств федерального бюджета и может быть уменьшен (увеличен) в зависимости от доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Пунктом 12 данного Порядка определено, что руководители бюджетных учреждений и воинских частей имеют право перераспределять денежные средства, предусмотренные годовым фондом оплаты труда и не использованные в течение расчетного периода (месяц, квартал, год) на выплату должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат, а также на выплаты стимулирующего характера, установленные положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) за счет экономии годового фонда оплаты труда.
Размер экономии годового фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств, направляемых на выплаты стимулирующего характера, установленные положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) за счет экономии годового фонда оплаты труда, определяется по результатам исполнения утвержденного годового фонда оплаты труда за соответствующий расчетный период (месяц, квартал, год) после осуществления в установленном порядке всех видов выплат заработной платы.
Суд тщательно проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению.
Мотивы по которым суд пришел к таким выводам подробно изложены в решении и являются правильными.
В частности, как видно из материалов дела суд исходил из должность заместителя начальника склада (по перевалке материальных и технических средств службы горючего) не входит в перечень должностей, которым согласно приказу МО РФ N 555 от 10.11.2008 устанавливается выплата надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере до 100% должностного оклада.
Мотивы изложенные судом в решении достаточно убедительны и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.
Все приведенные в апелляционной жалобе доводы подробно исследовались судом и им дана правильная оценка.
Так в частности проверяя доводы истца, суд установил, что Б.Н. состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 77360-Х, с _ _ года переведен на должность *** (***).
Приказом командира войсковой части 77360 от _ _ N * истцу установлен должностной оклад в размере *** рублей, 80% надбавка за работу в районах Крайнего Севера; 40% - надбавка за выслугу лет; 100% от должностного оклада - надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы /л.д. 8/.
_ _ между командиром войсковой части 77360 и Б.Н. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору N * от _ _, по условиям которого работник (Б.Н.) переведен на работу в основное подразделение на должность *** (***). За выполнение трудовой функции ему установлен: оклад *** рублей; 100% должностного оклада - надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2008 N 555 с _ _ /л.д. 9/.
Установив, что с момента трудоустройства в _ _ году *** Б.Н. на основании согласования с ФКУ "УФО МО" от _ _ /л.д.21/ выплачивалась надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100% должностного оклада, с _ _ год, вместе с тем, надбавка ответчиком не была согласована и выплата ее в _ _ году не производилась, соответствующих уведомлений об изменении размера оплаты труда, определенного трудовым договором, в установленный законом двухмесячный срок работодатель истцу не направил, суд пришел к правомерному выводу о том, что данное обстоятельство не является основанием для сохранения истцу выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы в установленном трудовым договором размере, поскольку ответчик, являясь распорядителем средств федерального бюджета, был вправе согласовать выплату данной надбавки в размере большем или меньшем, чем указано в ходатайстве о ее установлении, либо отказать в согласовании данной надбавки на _ _ года исходя из лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год. Доказательств того, что лимиты бюджетных обязательств на _ _ год позволяют выплачивать надбавку, суду не представлено. При этом, как следует из пояснений представителя ответчика, выплата *** (по ***) стимулирующих надбавок не включена в лимит бюджетных обязательств ФКУ "УФО МО", поэтому при таких обстоятельствах в выплате указанных надбавок истцу отказано обоснованно.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила
решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 05 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)